Огненный шар от ядерного взрыва мощностью 360 Кт

Огненный шар от ядерного взрыва мощностью 360 Кт

Фото: Federal government of the United States / Wikipedia

Президент России Владимир Путин, выступая в клубе «Валдай», дал понять, что Россия может возобновить испытания ядерного оружия, отменив ратификацию Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Сразу после этого спикер Госдумы Вячеслав Володин сообщил, что вопрос об отзыве ратификации обсудят уже на ближайшем заседании Совета российского парламента, потому что это «соответствует национальным интересам» страны.

О том, кому выгодны испытания ядерного оружия, почему они опасны в первую очередь для самой России и почему ядерное оружие не является гарантом мира, Republic поговорил с физиком-ядерщиком, экспертом программы «Безопасность радиоактивных отходов», членом Российского социально-экологического союза Андреем Ожаровским.

«Возобновление испытаний ядерного оружия — это буквально денежный дождь для атомщиков»

Насколько вас пугают все эти заявления о «радиоактивном пепле», которыми в последние годы в России разбрасывались как официальные лица, так и пропагандисты и их «эксперты» в эфире? Венцом этого словесного массива стало высказывание спикера Госдумы Вячеслава Володина о том, что скоро в парламенте будет обсуждаться вопрос об отзыве ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Что происходит? Россия просто успешно занимается ядерным шантажом, пытаясь надавить на Запад, или же рано или поздно количество перейдет в качество — поток угроз приведет к практическому шагу?

— Я опасаюсь, что готовность как к возобновлению ядерных испытаний, так и к применению ядерного оружия в России довольно высокая. Но также важно отметить, что это касается не только России, но и других стран. Мы знаем, что США, в отличие от России, вообще не ратифицировали Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). То есть в теории Штаты могут возобновить ядерные испытания хоть завтра. И для России это повод, зацепка, чтобы и самим начать ядерные испытания. Вот если бы завтра США ратифицировали этот договор, тогда российским атомщикам стало бы сложнее поддерживать идею о том, что надо продвигать ядерные взрывы.

Надо понимать, что в тех странах, где ядерное оружие есть, политики и военные готовы его применить.

Иначе правительства этих стран давно бы избавились от этого крайне дорого и даже ни разу не использованного после 1945 года вида вооружений. То есть сценарии применения ядерного оружия есть. И это нас должно настораживать.

И хочу особо подчеркнуть: ядерное оружие — это варварское оружие неизбирательного действия, оружие массового уничтожения. И только по какому-то недосмотру, вероятно, из-за атомного лобби, оно все еще не запрещено в мире. Это странно. Особенно в свете того, что бактериологическое и химическое оружие запрещены международными договорами. И мы знаем, что нарушителей наказывают.