В издательстве «Альпина нон-фикшн» вышла книга Давы Собел «Стеклянный небосвод. Как женщины Гарвардской обсерватории измерили звезды».

В середине XIX века Гарвардская обсерватория начала принимать женщин на работу в качестве расчетчиц для интерпретации результатов еженощных астрономических наблюдений, выполняемых мужчинами. Поначалу это были жены, сестры и дочери штатных астрономов обсерватории, а потом к ним присоединились выпускницы женских колледжей.

Когда фотография вошла в астрономическую практику, женщины, помимо вычислений, стали изучать звезды, запечатленные ночью на стеклянных фотопластинках. «Стеклянная вселенная» из полумиллиона фотопластинок, накопленная в Гарварде за десятилетия, позволила женщинам сделать замечательные открытия, получившие всемирное признание. Они помогли понять, из чего состоят звезды, классифицировать их и найти способ определения межзвездных расстояний.

Книга содержит массу интересных фактов, в ней много выдержек из писем, дневников и мемуаров. Фактически это история женщин, чей вклад в науку изменил наши представления о звездах и месте человечества во Вселенной.

В военные 1940-е Сесилия и Сергей Гапошкины остались в обсерватории практически одни. Они часто брали с собой на работу детей, которые катались на санках с крутого склона Обсерваторского холма и играли в прятки в пыльных катакомбах под Большим рефрактором. В их семье появился третий ребенок — Питер, родившийся 5 апреля 1940 года. Кроме дома на Шейд-стрит в Лексингтоне у них была небольшая ферма под Таунсендом, где сосед помогал им выращивать свиней и птицу для продажи на местных рынках. Как натурализованные граждане США они считали сельскохозяйственный труд своим патриотическим долгом и развозили мясо и яйца на тележке, запряженной лошадью, чтобы сэкономить дефицитный бензин. В 1942 году, когда проживавшие на Западном побережье американцы японского происхождения были интернированы, Гапошкины приютили семью пастора Каспера Хорикоси, сын и дочь которого стали товарищами по играм для Эдварда и Кэтрин.

Чтобы самим лучше разобраться в мировом кризисе и просветить других, Гапошкины организовали дискуссионную группу под названием «Форум по международным проблемам». Она собиралась вечерами раз в две недели в библиотеке обсерватории при сердечном одобрении Шепли. В ней участвовали представители всех кафедр университета, а также сообществ Бостона и Кеймбриджа. Исполнявшая роль председательницы миссис Пейн-Гапошкина старалась не принимать чью-либо сторону, в особенности, по ее словам, когда участники «выдвигали свои доводы с неумеренным напором». Временами она опасалась, что диспуты на этой платформе приведут к рукоприкладству.