Булкин Сергей / news.ru / Global Look Press
Ноябрь прошел под знаком утверждения государственного бюджета России на следующие три года. Но и помимо этого предпоследний месяц второго года «СВО» был полон экономических событий, которые позволяли увидеть, как перестраивается хозяйство страны и что его может ждать (а значит, и всех россиян). В свежем обзоре доктора экономических наук Игоря Липсица — главные тренды и события минувшего месяца.
Производство России становится все более «военным»
Россия медленно, но неуклонно разворачивает свою производственную часть в сторону военной продукции и смежного с СВО строительства.
Это помогает понять бодрые данные о том, что Россия увеличивала производство стали в октябре на 9,5% в годовом выражении, до 6,3 млн тонн. С начала года рост выплавки составил 5,3%, это самые высокие темпы среди крупных мировых производителей стали после Индии. Поддержку металлургам оказывает растущий внутренний рынок: увеличивается потребление в строительстве и машиностроении. По оценкам «Северстали» за девять месяцев, более 60% выпуска российской стали идет на внутренний рынок, рост которого с начала года составил 7%. Рост металлопотребления в строительстве составил 9%, до 27,4 млн тонн, в машиностроении — 12%, до 3,5 млн тонн.
Эти тренды хорошо согласуются с только что утвержденным решением о большом перераспределении средств из закрытой (секретной) части бюджета на 2024 год в его открытую часть. Больше всего средств перераспределили в разделе «Национальная оборона»: его открытая часть выросла на 725 млрд рублей. А вторым разделом по объему перераспределения стала «Национальная экономика» — из закрытой части в открытую перенаправили 152,49 млрд рублей. Причем значимая часть этих средств пойдет на восстановление «новых территорий» России. Сюда и, конечно, в производство военной техники и пойдет дополнительно выплавленная сталь.