Венгерские евреи в освобождённом РККА Будапеште, февраль 1945 года

Венгерские евреи в освобождённом РККА Будапеште, февраль 1945 года

Фото: lechaim.ru / Евгений Халдей

Вечный вопрос: становится ли человечество мудрее и гуманнее с ходом истории? Одни скажут, что да: ко второй четверти XXI века диктатуры, агрессивные войны и дискриминация по расовому или этноконфессиональному признаку воспринимаются в мире как неприемлемые. Другие парируют, что это пока касается абсолютного меньшинства жителей планеты.

Оптимисты, конечно, возразят: Москва не сразу строилась, и ещё в середине прошлого века на Западе знали и расовую сегрегацию, и сроки за гомосексуальность, а возможно ли такое сейчас? Скептики ответят, что вполне — посмотри́те хотя бы на парад триумфов правопопулистов в самых развитых демократиях мира. Или на странные жесты, сопровождающие инаугурацию нового старого президента США. В общем, спорить на эту тему можно бесконечно.

Одно можно сказать точно: не изживая сомнительные практики как таковые, люди становятся щепетильными к их внешним атрибутам. Например, к 2025 году безусловно табуированной воспринимается внешняя стигматизация поражённых в правах групп. И, прежде всего, это следствие памяти о Холокосте — одной из его важнейших деталей служило принудительное ношение евреями латы, жёлтой шестиконечной звезды.

Больше того, в наше время иные люди сами эксплуатируют лату в попытке отождествить себя с европейскими евреями 1940-х годов. Например, в пандемию COVID-19 так поступало движение антипрививочников, заявляя о поражении в правах своего актива. Однако эта сомнительная затея встретила отпор — такой же единодушный, как и равнодушие, с которым большинство европейцев взирало 80 лет назад на сограждан-евреев с жёлтыми звёздами на одежде. Почему же так вышло?

Халиф предложил, а римский папа поддержал

Если коротко, то ответ лежит на поверхности — немецкие нацисты не изобрели антисемитизм на пустом месте. Речь идёт как о выставлении евреев враждебным, плетущим разного рода заговоры меньшинством, так и о конкретных практиках дискриминации этого народа. В том числе — и стигматизации, принудительной маркировки притесняемой группы.

На протяжении веков юдофобские настроения доминировали почти во всех странах, где знали евреев — от Англии до арабских стран. Поводы для предрассудков давала сама специфика народа, жившего рассеянными диаспорами и при этом ревностно охранявшего специфические предписания иудаизма. Антисемитскую ненависть усиливало традиционное занятие евреев ростовщичеством — христианам и мусульманам такой доход запрещала религия.

Сожжение евреев в баварском Деггендорфе, середина XIV века. Поводом для массового убийство послужило обвинение местной общины в осквернении христианского хлеба для причастия

Изображение: WIkipedia / Michel Wolgemut, Wilhelm Pleydenwurff

Средневековые политики и духовенство списывали именно на евреев нераскрытые убийства, военные поражения, неурожаи и эпидемии болезней. В исламских странах евреев представляли пятой колонной христиан, а в католических — тайными пособниками мусульман. Так и возникла идея «клеймить» представителей народа:

чтобы добропорядочный обыватель видел, что имеет дело с обманщиком и предателем.

Пионерами стали власти Арабского халифата, раннесредневековой мусульманской империи, на пике могущества простиравшейся от современной Португалии до Центральной Азии. В 717 году халиф Умар II повелел христианам и евреям c подвластных территорий прикалывать к одежде отличительные знаки — изображения свиньи и осла. Единая мусульманская империя вскоре распалась на отдельные государства, но позорная для современного человека практика там сохранилась.

Проявления дискриминации варьировались. Правивший на рубеже VIII и IX веков в ближневосточном Аббасидском государстве Гарун-аль-Рашид предписывал носить евреям жёлтые ленты. Другие мусульманские правители устанавливали для дискриминируемых особые головные уборы, обувь, ремни, бляхи и даже бубенчики. К началу XIII века этот обычай у магометан переняли христиане-европейцы.

«Одежда еврея, значительно пострадавшая от непогоды, состояла из простого бурого плаща и тёмно-красного хитона. […]. На голове у него была высокая четырехугольная жёлтая шапка особого фасона: закон повелевал евреям носить их, в знак отличия от христиан»

— Вальтер Скотт, «Айвенго»