Кадр из фильма «Квислинг: Последние дни»

Кадр из фильма «Квислинг: Последние дни»

В сентябре на международном кинофестивале в Торонто состоялась премьера картины «Квислинг: Последние дни» норвежского режиссера Эрика Поппе, мастера исторических драм о трудных для родины минутах. Фильм вызвал дискуссию, ибо многим показалось, что злодеяния Квислинга режиссер пытается если не замолчать, то оправдать. Зинаида Пронченко поясняет авторскую задумку.

В англосаксонской культуре Квислинг — то же, что и Иуда, символ предательства высшего порядка. Когда-то сподвижник Нансена, видный участник гуманитарной миссии по спасению Украины от Голодомора, пытавшийся договориться с Советами, а в итоге возненавидевший большевиков больше нацистов, Квислинг в начале войны сдал Норвегию Гитлеру и возглавлял вплоть до гибели фюрера марионеточное правительство. 8 мая 1945 был арестован, затем осужден и расстрелян. Собственно, о том, как Квислинг провел в крепости Акерсхус итоговые четыре месяца своей жизни, Поппе и решил снять исповедальное кино, прямо скажем, не блещущее оригинальностью.