Российский национальный отбор на конкурс песни «Евровидение-2010» выявил неожиданного победителя: честь страны в Осло в мае будет защищать «Музыкальный коллектив Петра Налича» с печальной песней «Lost And Forgotten». Блогосфера очень положительно отнеслась к такому повороту в судьбе одного из своих героев (напомним, что успешная карьера Налича началась с выложенного в YouTube самодельного клипа «Гитар»). Большинство комментариев сводится к тому, что какое бы место ни занял Петр в Норвегии, болеть за него будет приятнее, чем за прежних выдвиженцев шоу-бизнесовых кланов и влиятельных продюсеров. В этом году отбором на «Евровидение» занимался канал «Россия-1». Когда наша страна вошла в дружную семью участников «Евросонга», организацией с российской стороны (отбор, промоушн, трансляция) попеременно занимались первая и вторая кнопка (на тот момент они назывались ОРТ и РТР, позже – «Первый» и «Россия»). Однако в конце 90-х – начале 2000-х второй канал («Россия») потерял интерес к «Евровидению», и из года в год им занимался «Первый». В какой-то момент делом чести для канала стало выиграть и привезти «Евровидение» в Москву – как известно, очередной конкурс проводится на родине предыдущего победителя. Дело чести быстро превратилось в своего рода идею фикс – кого только не отправляли поражать евроэстраду продюсеры с «Первого канала»: были и вариации на темы прежних лидеров (так, «Мумий Тролль» поехал явно на волне успеха чем-то похожих на него латышей Brainstorm), и лучшие российские поп-силы из известных на Западе («Тату»). Отдельной строкой нужно прописать разнокалиберных «фабрикантов», которые не столько бились за победу, сколько рекламировали модный реалити-формат. Российский отбор постоянно сопровождался слухами и скандалами: кулуарные назначения посланцев нещадно критиковались, а в тех редких случаях, когда победитель определялся всенародным телефонным голосованием, результаты вызывали недоверие. Достаточно вспомнить, как Наталья Подольская обошла Диму Билана, а включенная в последний момент в список претендентов Анастасия Приходько подозрительно легко положила на лопатки Валерию в 2009-м. В 2008 году канал «Россия» вспомнил о принципе очередности и сам взялся за «Евровидение». Отборочный конкурс проходил в открытом режиме и принес победу Диме Билану. В Белграде певец с группой поддержки в лице фигуриста Плющенко и скрипача Мартона завоевал долгожданное первое место. Для России, но не для «России» – организацией конкурса в Москве занялся «Первый канал» и, в принципе, в грязь лицом не ударил. Оставим за скобками разговоры о бюджете «Евровидения-2009» в пересчете на инвалидные коляски и кардиостимуляторы – потраченные на реконструкцию «Олимпийского» и приглашение «Цирка дю солей» деньги до нас с вами всё равно бы не дошли. Однако было понятно, что второго такого мероприятия Россия в кризис не потянет – поэтому никто особо не расстроился 11-му месту Анастасии Приходько. Главный приз с удовольствием вручили «почти нашему» белорусскому норвежцу Александру Рыбаку. В этом году в России за «Евровидение» отвечает канал «Россия-1». Национальный отбор прошел как-то буднично, без сенсаций, за исключением вялых попыток Димы Билана и Филиппа Киркорова немного взбодрить ситуацию. Киркоров написал песню, а Билан заявил о желании съездить на «Евровидение» в третий раз. Потом Дима передумал, объяснив перемену настроения тем, что не хочет лишать шанса молодых претендентов. 7 марта многие из них в первый и последний раз в жизни попали в прайм-таймовый эфир телеканала «Россия-1». На стадии оставшегося за кадром полуфинала почему-то отсеяли известную группу «Плазма» и неожиданно запевшую Катю Гордон. Среди 25 финалистов меньше половины обладали хоть какой-то известностью в шоу-бизнесе. Распределение мест зависело от суммы голосов профессионального жюри и sms-голосования телезрителей. Впрочем, аналитики-конспирологи пытались предугадать результат на основании подводных течений в шоу-бизнесе и были уверены, что отбор по традиции превратится в подковерную битву продюсеров. Максим Фадеев выставил новый проект Jet Kids, Евгений Фридлянд – как всегда, Александра Панайотова, Иосиф Пригожин – Елену Есенину, Виктор Дробыш – группу «Принцесса Авеню». Ни один из этих протеже не смог предложить запоминающейся песни – но когда такие мелочи смущали наших акул шоу-бизнеса? Список финалистов на «искушенный» конспирологический взгляд напоминал парад продюсерских амбиций, для виду разбавленный десятком номеров уровня художественной самодеятельности. Из ряда вон выбивался разве что Петр Налич – хороший парень с симпатичной музыкой, но его участие в отборе на «Евровидении» выглядело очередным приколом в духе видео «Гитар». Теории умников, отвыкших от честных выборов, были посрамлены – именно за человеческое лицо проголосовали жюри и телезрители. Есенина и «Принцесса» не вошли даже в десятку, а ближайшими преследователями «Музыкального коллектива Петра Налича» стали контртенор Олег Безинских с предсказуемыми, но от этого не менее эффектными вокальными трюками, и пожилой, но бодрый фолк-коллектив «Бурановские бабушки». Поздравляя Петра с победой в национальном отборе, я задал ему несколько вопросов. На большинство из них доброжелательный исполнитель отвечал в духе «а почему бы и нет?». Принять участие в конкурсе они с группой решили сами, никто их не выдвигал, продюсера у Налича нет. На тему, является ли их номер форматным для «Евровидения», музыканты серьезно не размышляли – в конце концов, этот конкурс видел и слышал разную музыку. Песню под «Евро» они никоим образом не подстраивали – просто выбрали из новых вещей более-менее подходящую: не слишком веселую, не слишком сложную, тщательно отрепетированную. Почему песня грустная? А почему бы и нет? Рекорд-лейбл Налича Gala Records инициативу не проявлял и поддержку оказывал только моральную: мол, круто, ребята, давайте, отбирайтесь. Свой рабочий график МКПН под «Евровидение» подстраивать не собирается, но если надо будет съездить в промо-тур – съездит. Почему бы и нет? Но вот с чем Петр Налич категорически не согласился – так это с моим предположением, что в отборе они участвовали шутки ради. Группа не расстроилась бы поражению, но верила в победу и очень хорошо представляет, какие дивиденды приносит музыканту участие в «Евровидении» (подробнее об этом – в одном из моих постов). В первую очередь, это не требующий специальных рекламных бюджетов серьезный объем промоушена в Европе: Наличу с его почти оперным голосом и оригинальным взглядом на квазибалканский фолк зарубежный рынок очень интересен. Параллельно основную часть пиара исполнитель получает на внутреннем рынке. По словам Петра, интерес к его персоне за двое суток после национального отбора вырос на несколько порядков. Музыкант мгновенно превратился из талантливого сетевого героя в широко известного певца. Здравый смысл, которым явно не обделен Налич, подскажет ему, как правильно использовать этот капитал. Что касается собственно норвежских перспектив МКПН, то шансы на победу в «Евровидении-2010» у группы, если честно, невелики. Их конкурсная песня, на мой взгляд, чересчур многослойна для голосующих домохозяек, каковых принято причислять к основной аудитории шоу. Слишком тонка в «Lost And Forgotten» грань между тоской и стебом, между интеллигентностью и дуракавалянием. «Эффект Рыбака», когда голосовали за обаяние и искренность, тут вряд ли сработает. Европа предпочитает более однозначные краски – впрочем, рад буду ошибиться. Гораздо важнее другое – мы чуть ли не впервые отправляемся на «Евровидение» без этого извечного настроя «мы вас похороним». Мы оставляем за порогом все комплексы, связанные со статусом бывшей сверхдержавы, и проявляем себя улыбчивым дружелюбным соседом, чуть ли не потенциальным членом Евросоюза. От России на этот раз не едут балерины, ракеты, спецслужбы, мутко, тягачевы, биланы, киркоровы – а в кои-то веки едет хороший, скромный и талантливый парень, за которого настоящие патриоты России, видящие ее процветающей и демократичной европейской страной, будут с удовольствием болеть и которым будут гордиться вне зависимости от занятого на конкурсе места. А почему бы и нет?