Сегодня пресс-служба президента сообщила о том, что Дмитрий Медведев подписал указ, обязывающий чиновников в течение двух лет после увольнения с государственной службы занимать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, связанных с их сферой деятельности в ранге госслужащих, только с согласия специальных комиссий. Комиссия эта призвана определять имеет ли чиновник какие-то неформальные связи с прежним местом работы, которые он мог бы использовать для выгоды своей компании.
Что и говорить, создание такой комиссии как дополнительной преграды для коррупции – необходимая вещь, подобный институт есть в большинстве западных стран. И особенно актуально это в России, ведь у нас нет, пожалуй, ни одной крупной компании, где не сидели бы бывшие чиновники, чьей единственной задачей является «пробивание» нужных решений в госорганах.
Особенно широко это практикуется сотрудниками ФСБ, которые в наше время, как известно, имеют очень широкие полномочия и отличные связи. Как правило, бойцы невидимого фронта уходят работать в те же сферы бизнеса, которые и курировали до этого по службе (а сейчас ФСБ курирует все, что можно). Бывших ФСБ-шников, как говорится, не бывает: они сохраняют все свои контакты в различных министерствах и ведомствах, и, кроме того, всегда могут посодействовать тому, чтобы у конкурента в нужное время была проведена какая-нибудь проверка. Такой механизм действует не только в спецслужбах: сейчас практически любое государственное ведомство имеет возможности для оказания административного давления.
По идее, специальные комиссии должны помочь эту проблему решить. Вот только как будет формироваться этот орган? Ведь члены комиссии могут и сами вступать в коррупционные отношения и с министерствами, и с бизнесом. На мой взгляд, очевидно, что без общественного контроля и прозрачности для СМИ этот механизм не заработает. Именно на этом основывается его эффективность в западных странах: журналисты имеют доступ к информации, а члены общественных организаций сами входят в такие комиссии. Если этого не будет, то новый орган станет просто поводом для дополнительных взяток.
Но еще важнее – выстроить наконец легальную схему лоббизма, которую у нас не могут сделать еще с 93-го года. Во всех развитых странах существует закон о лоббизме, который разграничивает легальные способы отношений чиновников с бизнесом и коррупцию. У нас вроде бы все понимают необходимость такого закона, но не принимают. Почему? Все очень просто: нашим чиновникам и бывшим чиновникам гораздо удобнее работать по незаконным схемам, где их средства давления ничем не ограничены. Если же это будет контролируемая, прозрачная сфера, где они вдобавок вынуждены будут платить налоги, все это сильно снизит их возможности влияния. Тогда, когда есть законный лоббизм, все эти комиссии по конфликтам интересов имеют значение. А когда продвижение интересов компании через чиновников у нас, по определению, криминально – коррупции не избежать, создай ты хоть сотню комиссий.