Не успели стихнуть повсеместные поздравления в адрес Никиты Михалкова, отмечающего 65-летний юбилей, как тут – на тебе: вместо подарка – акция протеста. Жильцы дома номер 9 по Малому Козихинскому переулку заблокировали строительство отеля с подземной парковкой на месте двух зданий XIX века. Они утверждают, что застройщик (студия «Три Тэ» Никиты Михалкова) подтасовал предпроектную документацию, что семиэтажная гостиница, которую там собрались строить, не вписывается в историческую застройку квартала, а подземное строительство на месте бывшего болота приведет к обрушению соседних домов.

К сожалению, получить комментарий от Никиты Сергеевича не удалось. По его мобильному номеру кто-то ответил, что Михалкова нет и звонить надо в студию «Три Тэ». Протестующие граждане были задержаны и доставлены в милицию, а Михалков получил себе новых врагов из числа обычных граждан. Надо отдать должное Никите Сергеевичу: только он может с такой завидной регулярностью оказываться в центре скандалов и собирать упреки в барстве, самоуправстве и неуважении к простым людям.

В июне 2005 года более тысячи любителей кино организовали митинг в поддержку Музея кино, который лишался своего помещения на Красной Пресне. Жалко было не только кинозал, где показывали редкие фильмы, привлекавшие всех киноманов столицы, но и кинофонд, который рисковал остаться на улице. Мне довелось принимать некоторое участие в организации этого митинга, тогда велись споры, следует ли озвучивать фамилию Михалкова – ведь именно он продавил через Союз кинематографистов решение продать акции ЗАО «Киноцентр», в помещении которого располагался Музей кино. Решили все-таки о Михалкове не упоминать, ведь он обещал найти новое здание. Нового здания у Музея кино так и не появилось.

Почему Михалков обошелся так жестоко с Музеем кино, понятно – ему в тот момент очень нужны были деньги, а деньги это большие: акции (по словам самого Михалкова) были проданы за $6 млн. Деньги Никите Сергеевичу нужны были из-за другого, еще более резонансного скандала, связанного с его работой в Союзе кинематографистов (СК).

В СК Никита Михалков пришел в 1998 году после экономического кризиса и выбрали его в основном потому, что надеялись на его широкие связи, которые, как ожидалось, помогут Союзу встать на ноги. То, что рассчитывать на это не приходится, стало ясно с самого начала: чтобы придать съезду триумфальное значение Михалков созвал не обычный съезд на 450 делегатов, а четырехтысячный сбор всех членов СК в Кремле. Потом оказалось, что деньги на это Михалкову дали в кредит, и на СК тут же повис огромный долг. Пострадал не только Музей кино – продали новый Дом творчества в Красной Пахре, не отремонтировали Дом Кино.
Одним словом, с хозяйственной частью в СК не сложилось. Но это было лишь частью претензий со стороны коллег по Союзу, в основном же упреки относились к его авторитарной манере управления организацией. Члены Союза попытались сместить его с должности, но Михалков проявил настолько бурную активность в борьбе за сохранение места, что кинематографистам оказалось проще создать свой Союз. В него вошли все более-менее известные кинокритики и режиссеры, в том числе Эльдар Рязанов, оба Германа, Вадим Абдрашитов, Гарри Бардин, Юрий Норштейн, Андрей Хржановский, Виталий Манский, Николай и Владимир Достали и другие. Сам же Михалков оценил действия противников как «либерально-атлантический заговор».

Не все последние скандалы с участием Михалкова были связаны с кино. Так, например, в сентябре этого года Генпрокуратура внесла представление начальнику аппарата Минобороны с указанием на то, что машину Никиты Михалкова ведомство оборудовало спецсигналом – это было грубым нарушением закона. То, что Михалков ездит с мигалкой, первыми обнаружили блоггеры и с удовольствием посмеялись над этими «барскими замашками». Режиссер гневно отвечал, что и не скрывает наличия мигалки на своей машине, и убеждал, что имеет на нее все основания, так как входит в Общественный совет при Минобороны. Снял ли он спецсигнал после расследования прокуратуры – неизвестно.

Наконец, совсем недавно разгорелся еще более резонансный скандал (волей-неволей начнешь верить в заговор) – на этот раз связанный с авторскими отчислениями. Не далее как сегодня стало известно, что Росохранкультура все-таки аккредитовала «Российский союз правообладателей», президентом которого является Никита Михалков, на сбор авторских отчислений с производителей и импортеров техники и чистых носителей.

Похоже, что за последнее время Михалков рассорился уже абсолютно со всеми, а главное – со своими зрителями. Его последний фильм «Утомленные солнцем 2: Предстояние» с бюджетом в $40 млн стал самым дорогим и самым провальным в истории российского кино: фильм не окупил и четверти своего бюджета. За месяц, прошедший с момента премьеры, фильм «Утомленные солнцем 2: Предстояние» собрал в российских кинотеатрах чуть более $7 млн. Это при том, что в прокате находились более тысячи копий «Предстояния», из-за чего кинотеатры даже на время снизили прокат других фильмов.

И все же Михалков не выглядит подавленным. Он не похож на непонятого, одинокого человека, истерзанного вечными противостояниями. Это и понятно: Никита Сергеевич поссорился с простыми смертными, но с главными в его жизни людьми он по-прежнему в отличных отношениях. Разумеется, Владимир Владимирович и на этот раз поздравил Михалкова с днем рождения. Конечно, не так ярко и эмоционально, как сам режиссер поздравил Путина с 55-летием, но все же – приятно. В борьбе с «либерально-атлантическим заговором» главное – иметь сильных союзников.