«Настанет день, и я куплю "Яндекс”», – написал в cентябре в фейсбуке глава и создатель вьетнамской поисковой сети Côc Côc (в переводе с вьетнамского «Тук-тук») Виктор Лавренко. Повод для шутки был: запущенный два года назад, в январе 2013 года, поисковик быстро набрал обороты и уже осенью этого года, по данным Comscore, достиг ежедневной аудитории 5,2 млн пользователей, уступив на вьетнамском рынке только сайтам Google. По данным Alexa, Côc Côc уже стал самым популярным сайтом Вьетнама, обогнав Facebook и Google.com.vn (правда, если сложить аудиторию местного Google и англоязычного Google.com, тоже представленного в топе, Côc Côc все же уступает первенство).
Теперь, наблюдая из Юго-Восточной Азии за экономической ситуацией на родине, команда российских разработчиков испытывает двойственные чувства. На вопрос, рад ли он, что в свое время перевел бизнес из России за рубеж, Лавренко дипломатично отвечает, что странно радоваться проблемам в родной стране. С другой стороны, интернет-рынок Социалистической Республики Вьетнам – не самый развитый, но растущий – теперь кажется оплотом стабильности на фоне Рунета, ведь за последние месяцы Mail.ru Group и «Яндекс» заметно подешевели, а Google закрыл российский офис разработки.
38-летний Лавренко из тех, кого еще в нулевых было принято называть «известный деятель Рунета». Он окончил факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ (тема дипломной работы: «Крупноблочное распараллеливание вычислительных задач с использованием генетических алгоритмов»), в 1999 году успел поработать ведущим программистом компании «Нетскейт», после чего на шесть лет связал себя с Mail.ru, где прошел путь от технического директора до вице-президента компании по стратегии и финансам.
История Côc Côc косвенно началась десять лет назад: в 2005 году Лавренко запускает проект Nigma – поисковую сеть нового поколения, о которой сейчас уже мало кто помнит. Создатели Nigma называли ее «кластеризующим поисковиком», сеть использовала морфологический модуль для русского языка собственной разработки и позволяла уточнять запросы пользователя, группировать и фильтровать результаты поиска по темам. Проект скорее академический, признавал Лавренко, но именно тогда был получен первый опыт разработки интеллектуальных систем.
«Мы прежде всего создаем новые технологии, и если нам удастся создать действительно что-то впечатляющее, чем будет пользоваться огромное количество пользователей, будет неразумным не попытаться заработать на этом. Но пока зарабатывание денег в наши планы не входит, а вот создание впечатляющих технологий – на повестке дня», – говорил создатель Nigma в интервью «Вебпланете» в 2005 году.
Сайт Nigma.ru до сих пор работает, но развивается по остаточному принципу (последние новости на сайте поисковика за сентябрь прошлого года). С 2008 года Лавренко увлекся вьетнамским рынком, и российские академические эксперименты ушли на второй план.
Виктор Лавренко: «Нигма» всегда была экспериментальным проектом, ей изначально требовался пивот. Вот мы его и сделали, став вьетнамским поиском. В этом смысле наш опыт нельзя называть неудачным. Все те идеи, которые мы вынашивали в «Нигме», применяются в нашем проекте во Вьетнаме и даже получили серьезное развитие.
Лавренко стал наведываться во Вьетнам после знакомства с программистами из этой азиатской страны, студентами все того же ВМК МГУ. Они рассказали про интересный рынок, существующие возможности и слабое внимание Google к местному рынку. В отличие от России, где Google к тому моменту перешел в активную фазу конкуренции с местным лидером «Яндексом», и поля для еще одного поисковика практически не осталось, во Вьетнаме наработки Лавренко могли потенциально выстрелить.