Телевидение для «луковых голов» | «Посмотрел НТВ – выключи за собой» | Дубина власти | Скетчкомы вместо свободы слова | Телевидение будущего | ДРУГОЙ «Норд-ост» | «Трэш – веселый жанр» | Ответы на вопросы студентов:
За что идет борьба на телевидении? За внимание
за пассивное, вяленькое, или, наоборот, активное внимание телезрителя, потому что именно это внимание благодаря телевидению можно монетизировать через рекламу. На это, как известно, большинство российских каналов [живут], окромя тех, которые входят в систему ВГТРК («Россия-1», «Россия-2», «Россия-К», «Россия-24»), частично существующие на государственный бюджет. Кстати, за 2009 год сумма из федерального бюджета, которая пошла на финансирование системы ВГТРК, составила порядка 17 млрд рублей. Это приблизительно столько же, сколько «Первый» заработал за тот же год. При том, что у ВГТРК тоже есть право зарабатывать на рекламе. Получается, «Россия» у нас самый большой канал, потому что там, где у них один затраченный свой доллар, у остальных – как минимум, по два, если они хотят соответствовать. Основная задача каналов – привлечь к себе как можно больше телезрителей. Как? Начну с типологизации. Существует несколько параметров типологизации каналов в России. Прежде всего, федеральные и нефедеральные каналы. Но как выяснилось недавно, даже по этому простому вопросу существует дискуссия, что считать федеральными каналами. В принципе, федеральными каналами традиционно считаются четыре – это «Первый», «Россия», НТВ и «Пятый». Четкого определения не существует, но федеральный канал – это такой канал, который государство в любой ситуации не бросит, то есть даст возможность существовать за счет каких-нибудь кредитов, вливаний либо обеспечит политической крышей. Это может реализовываться и через финансирование распространения телевизионного сигнала. Например, тот же канал «Россия» за него не платит, а у других каналов на эту статью расходов уходит до 15% от всех средств. ТЕЛЕВИДЕНИЕ ДЛЯ «ЛУКОВЫХ ГОЛОВ» Также в мире есть разделение каналов на мужские и женские. Вообще не секрет, что телевидение в России смотрят, в основном, женщины. Если мы возьмем любой известный вам канал, за исключением спортивного 7ТВ, который вещает в пределах статистической погрешности, и канала 2х2, где доля мужской аудитории равна 70%, что само по себе смешно и говорит о том, что вирусу инфантилизма подвержено в большей степени именно мужское население, все остальные являются преимущественно женскими, просто доля женщин разнится. У СТС, например, она около 70%. Поэтому каналы, скорее, можно разделить на женские, вроде «Домашнего», и умеренно-женские, к каким относятся НТВ и «Рен-ТВ». Еще один главный параметр – это возраст аудитории. Считается, что гибельной для любого канала является аудитория женщин 55+. Это вышедшие на пенсию женщины, которые, практически, ничего не покупают, не тратят, и делать программы для них с точки зрения рекламодателей и зарабатывания денег нет никакого смысла. Но именно на федеральных каналах таких больше всего. Например, у меня есть цифры за 2009 год: канал «Россия» – 39%. Это самый пенсионерский канал в стране, где аудитория 55+ составляет чуть ли не половину зрителей. Собственно, этим и объясняется засилие таких старомодных жанров на этом канале, как «Аншлаг», Петросян, суперпрограмм вроде «Субботнего вечера», где лучезарный Басков, державный молодец, представляет выступающих в программе звезд российской эстрады. Именно поэтому на канале «Россия» очень много женских сериалов, причем не таких модных, как «Маргоша» – про современных женщин, а вроде хита прошлого года, где доярка, невинная девушка из провинции, соблазненная богатым москвичом и отвергнутая его семьей, всех победила и из Царевны-Лягушки превратилась в Царевну Прекрасную. Именно поэтому на канале присутствует такой сермяжный жанр отечественного телевидения как концерт – трансляция из Кремлевского дворца съездов, вроде 50-летия Игоря Крутого. Все это говорит о предпочтении этой аудитории. «Первый канал», в принципе, похож на «Россию» в этом отношении, там доля женщин 55+ в районе 35%, но этот канал смотрят не только пенсионерки, но и матери, так называемые «луковые головы», как окрестил их Андрей Борисович Лошак, – они не могут позволить себе хну или «Веллу» и красят голову луком. Это женщины не очень обеспеченные, обремененные выполнением домашних обязанностей: стирают, моют посуду и так далее. На НТВ доля такой аудитории приблизительно 20–25%. Что можно еще сказать про предпочтения этой аудитории? Есть такая программа «Пусть говорят» с Андреем Малаховым. Ни шатко – ни валко Малахов существует на телевидении уже почти десять лет, и в прошлом году рейтинги этой программы стали падать. А в этом году вдруг какой-то нереальный взлет произошел: открываешь, а там доля то 20, то 25. Я спросил у Натальи Никоновой – человека, который является создателем этого жанра на отечественном телевидении (она и «Большую стирку» создавала, и «Пусть говорят», а сейчас работает на «Пятом») – в чем секрет успеха, почему у вас чуть ли не на треть скакнули рейтинги? Она ответила: «Все очень просто объясняется – мы сознательно ограничили набор тем «Пусть говорят» такими темами, как дети, семья, соседи, поминки и юбилеи». Для этой аудитории еще очень хорошо идут такие вещи, как мистика. «55+» приходят на канал ТНТ, чтобы смотреть «Битву экстрасенсов», обеспечивая каналу в таблице рейтингов, как мы это называем, «колбаску популярности». «ПОСМОТРЕЛ НТВ – ВЫКЛЮЧИ ЗА СОБОЙ» Еще я бы разделил каналы на требующие к себе активного телесмотрения и фонового телесмотрения. Фоновый – это как раз тот канал, который можно включить и он будет работать как бытовой прибор, камин, обогревая своим ярким желтым светом, как канал СТС. Включил – и создается хорошее настроение. А есть каналы, которые нужно сидеть и смотреть. Должен, можно сказать, подсадиться. К таким я отношу все новостные каналы, потому что информацию нельзя воспринимать пассивно, и НТВ, который невозможно смотреть, развалившись с бутылочкой пива. На тебя из телевизора будут кричать, требовать, чтобы ты посмотрел, будет дикий монтаж, и чисто психологически это создает несколько другое ощущение: «посмотри меня, а не нравится – переключи». Или, как говорят: посмотрел НТВ – выключи за собой. ДУБИНА ВЛАСТИ Следующий способ классификации каналов – это по какому принципу они построены, general interest – общего интереса, к которым можно отнести все федеральные каналы (и даже телеканал «Звезда»), и нишевые. Чем отличается канал general interest от нишевых каналов? На general interest есть все: шоу для старых и молодых, женщин и мужчин, фильмы и сериалы. И обязательно там есть своя новостная служба. Собственно, наличие собственной новостной службы отличает федеральные каналы. Хотя, на мой взгляд, своя служба информации, которая есть практически у всех каналов, совершенно нецелесообразна ни по коммерческим соображениям, ни по стратегии выстраивания компании, потому что информационная служба всегда дотационное предприятие. Информационная служба, по крайней мере в России, никогда не была прибыльна: она жрет, жрет и жрет те деньги, которые зарабатывают другие программы. Собственно поэтому в дирекции праймового вещания НТВ создаются передачи, которые должны зарабатывать деньги, а новости – их тратить. В этом есть отголосок отношения к телевидению как к дубине, которую при случае войны олигархической, политической можно развернуть против своего противника. Но, с другой стороны, зачем информационная служба «Звезде» – кому она там нужна при доле 1,2? Нишевые каналы, напротив, четко понимают, что в эти большие игры играть не будут и стараются быть от политики подальше – это, например, весь холдинг СТС Медиа, которым владеет «Альфа-Банк», а решения принимает Петр Авен. Банкиры наши настолько пуганые, что им важно, чтобы и намека на то, что они нелояльны, не было. Любые программы, которые связаны с информацией, на злобу дня, они сознательно убирают из своей сетки и создают семейное праздничное респектабельное телевидение. Поэтому когда мне говорят, что «я смотрю только СТС, потому что там все хорошо» – это не только их выбор как творческих людей, в этом есть и политическая подоплека – они просто не хотят проблем на свою голову. Ведь через канал на весь «Альфа-Банк» может перекинуться. Я считаю, СТС и НТВ – это две стороны успеха, потому что на НТВ все на злобу дня, а на СТС даже просматривается некий уход от действительности: давай забудем, «все хорошо, прекрасная Маргоша». Также нишевым телевидением занимается холдинг «ПрофМедиа», который принадлежит Владимиру Потанину. Вот вам еще одна группа олигархов, которая не играет в политику. В этом, кстати, принципиальное отличие 90-х от нулевых, что олигархи стали такими смирными, что играют только в мистику. У «ПрофМедиа» – первый мистический канал ТВ3, потерявший себя MTV и канал 2х2, который смотрят кидалты. СКЕТЧКОМЫ ВМЕСТО СВОБОДЫ СЛОВА У любого руководителя федерального телевизионного канала, когда он садится в своем кабинете, есть две задачи. Первая – как сделать так, чтобы в заведении через дорогу (в Кремле – Slon.ru) все были довольны, чтобы не было каких-то звонков со словами: «А что вы там показываете, вы за нас или против нас?», или «Нужно теме Саакашвили придать немножечко определенный характер или с другой точки зрения рассмотреть». Вторая задача – это, конечно, увеличить долю. Какими способами это достигается? Прежде всего, путем создания качественного оригинального телевизионного контента. Какие форматы и жанры сейчас появляются на нашем телевидении? Были времена, когда достаточно было выйти на улицу, поставить «будку гласности», так называемую, включить микрофон – и все это смотрели. На этом поднялось НТВ: можно было взять один курс журфака почти целиком, дать им микрофон и сказать: «Теперь, ребята, вы работаете на лучшем канале страны»,– и отправить кого во Францию, кого в Красноярск, кого под пули в Чечню вести репортажи. Но постепенно наше телевидение, равно как и наше общество, стало преображаться, стало более многомерным, разнохарактерным и, соответственно, каждый канал стал обосабливаться. Когда-то, если мы будем брать за точку отсчета 2001 год, когда произошел раскол НТВ на тех, кто остался и ушел, – с этого момента и берет начало отечественное телевидение, каким мы его знаем: телевидение с разными форматами и программами. Собственно, с одной стороны, можно поплакать по поводу того, что задушили свободу слова, с другой стороны – телевидение стало развиваться в другом направлении, оно перестало заниматься информационными войнами, и творческие потоки схлынули в разные стороны. Сейчас мы можем говорить о неких волнах популярности разных телевизионных жанров. Считается, что волна спроса на телевидении обычно существует приблизительно три года: первый год, точнее первый сезон – это период накапливания интереса, разгон, второй год – это период рейтинговых успехов, и третий сезон – уже когда все идет на нет и растворяется. Какие у ТВ были увлечения? Одно время все увлекались играми и викторинами: «Кто хочет стать миллионером?», «Слабое звено», была программа «Алчность» на канале НТВ. Потом был период увлечения большим русским сериалом – у нас начали экранизировать классику: «Идиот», «Золотой теленок», «Мастер и Маргарита», но потом то ли деньги кончились, то ли романы иссякли. Дальше был довольно длительный период увлечения различными «Фабриками звезд». Кстати, любопытная история происхождения этих форматов на российском телевидении. Канал «Россия» поехал на телевизионный рынок в Канны и купил формат «Танцы на льду». Начал делать. На «Первом», узнав про это, расстроились «как так, наверняка у них будет хит», быстренько купили лицензию у другого производителя – были какие-то минимальные отличия по формату – и успели запустить у себя раньше. Машина ВГТРК очень неповоротливая, долго разворачивается. Так произошло с «Фабрикой звезд», «Танцами на льду», проектом «Достояние республики», у России аналогичный проект назывался «Лучшие годы нашей жизни»... Пока «Россия» раскачивалась, «Первый» уже запускал. Потом был период увлечения ситкомами. Здесь примером был канал СТС со своей «Прекрасной няней». Успеха этого сериала пока не удалось достичь ни одному отечественному ситкому. Сейчас на волне успеха «Нашей Раши» решили производить скетчкомы. Даже канал НТВ включился: вышло несколько серий «Четы Пиночетов», а через месяц появится наш первый официальный скетчком «Москвачи». Так что по жанрам каналы тоже можно классифицировать. СТС ассоциируется со скетчкомами, «Первый» и «Россия» – с большими программами, НТВ – с информационно-содержащими, начиная от новостей и кончая тележурналами типа «Максимум» и, конечно, криминальными сериалами. Сериалов других жанров, по-моему, на канале уже и нет. Российский телезритель обладает специфическим качеством, которое его отличает от западного: у нас новые проекты – большие, оригинальные, интересные – хорошо идут, как правило, только в первый сезон. Так было, например, с «Ледниковым периодом». На второй-третий период падение аудитории составляет, например, 15%, потом еще 15%. На Западе наоборот. Там если люди подсаживаются смотреть «Большого брата» (на отечественном ТВ был нагло сворованный аналог «За стеклом»), то интересу не изменяют. И у нас каналы стоят перед необходимостью все время искать какие-то новые форматы, потому что зритель привередлив. Первый раз ему покажешь и совсем не факт, что ему понравится второй. Та же самая проблема была с нашим проектом «Ты – суперстар», первый сезон которого прошел довольно неплохо, а второй, может, и по нашей вине, прошел неважно. ТЕЛЕВИДЕНИЕ БУДУЩЕГО Какие форматы наиболее востребованы сейчас? Может быть, вы слышали, что у нас в стране политическая оттепель, что у нас новый президент, который, как говорят, не такой злодей, как предыдущий, и даже либеральный, можно сказать. Неудивительно, что в связи с этим бурным цветом на телевидении расцвел такой жанр как ток-шоу, которое было в период правления Владимира Владимировича загнано куда-то на задворки телеэфира. Посмотрите, на НТВ – два ток-шоу (точнее у нас был еще Соловьев, которого закрыли, но, скорее, больше по эфирным причинам, связанным, прежде всего, с нечистоплотностью самого Владимира Рудольфовича), будет еще одно ток-шоу. «Пятый» запускает очень много таких программ. Во-вторых, почему сейчас востребованы ток-шоу, – потому, что ток-шоу самый дешевый в производстве жанр. Для съемок требуется только студия и, собственно, все. Другой жанр – это жанр так называемого потребительского хоррора, и я считаю, в этом мы тоже отличились. Это те самое программы, которые показывают, из чего же-из чего же на самом деле все сделано. В прошлом году мы сняли передачу про мясо – «Мясо – история всероссийского обмана», – которая стала самой рейтинговой оригинальной программой прошлого года. Это было потребительское расследование, сделанное с привлечением средств науки, с выездом за границу, масштабно, со вкусом, крупнобюджетно. «Первый канал» создал свой проект «Среда обитания» – в более дешевом варианте, но эксплуатируя ту же тему. Он тоже шел «на ура». Еще один жанр, который становится востребованным в последнее время – это жанр научпопа. Он довольно сложный в производстве, потому что тут ты имеешь дело не просто с фактами, а, в основном, c научными фактами. Мы запустили такой проект с Павлом Лобковым. «Первый канал» по этой части в сторону мракобесия тянет – про воду, где основной мыслью, наверное было, что вода умеет мыслить, «Плесень» опять же. Поскольку в современном мире все ориентиры потеряны, компас сбился, люди пытаются сориентироваться – а науку еще никто не ставит под сомнение, и этому можно верить тогда, когда верить уже ничему нельзя. Поэтому научные проекты собирают очень хорошие цифры. Еще один тренд – я думаю, что он будет заметен в надвигающемся телесезоне – это мультижанровые форматы. В чистом виде какой-нибудь телевизионный журнал уже не работает – ты понимаешь, что у тебя всего час эфирного времени и это подводка-сюжет, подводка-сюжет, все одно и то же. Или ты включаешь скетчком: будет один скетч, второй, третий, пятый... И, конечно, у зрителя формируется уже определенная усталость от того, что он видит. Мы в конце этого сезона попытаемся заявить программу, которая будет двигаться в сторону мультижанровости. Да, НТВ – это канал, у которого «новости – наша профессия», и самые наши рейтинговые программы там, где работа с информацией: ток-шоу, новости или что-то типа программы «Максимум». Но ты же не будешь вечно сидеть на этих жанрах. Мы попытались уйти немножко в сторону, оставаясь верными выбранному пути, но попытаться его как-то модифицировать. Например, так был придуман проект «Ты-суперстар», в котором сочетался журналистский элемент – сюжет, рассказ об артисте, и развлекательный жанр. И думаю, что за форматом, который будет смешивать в себе разные жанры, будущее. ДРУГОЙ «НОРД-ОСТ» К мультижанрам относится и докудрама. Это сценарные ходы, которые в той или иной степени варьируются и идут от литературных произведений, где все предсказуемо. И поскольку все сюжеты уже перебраны, сделано сто пятьдесят «Ромео и Джульетт» и историй про доярок, покоряющих Москву, возникла потребность брать сюжеты из жизни. Так возник жанр докудрама, докуфикшн – когда мы берем некую реальную историю и делаем на её основе беллетризированное художественное произведение. В частности, могу привести в пример не совсем удачный опыт НТВ – фильм «Обвиняемый» про дело Евсюкова. Мы довольно оперативно подсуетились и на основе этой истории, назвав его майором Барсуковым, сделали докудраму. Зритель умеренно, скажем так, откликнулся на наш эксперимент, потому что мы нарушили очень важный принцип: когда ты хочешь, чтобы тебя смотрели, ты не должен публике навязывать свою точку зрения. Точнее, ты должен навязывать ее так, чтобы она этого не замечала. А тут сюжет фильма шел вразрез с представлениями россиян об этой истории. К тому же там была такая сюжетная линия, что многие нас упрекнули, что это заказ и его проплатило ФСБ, потому что по сюжету Евсюкова якобы шантажом заставили стрелять и создать такую ситуацию, чтобы можно было снять начальника столичной милиции. Если бы мы сделали про коррумпированного Евсюкова, который работает в милиции, а его все покрывают, то есть пошли бы в русле ожиданий аудитории, рейтинги бы были более высокими, что, собственно, нам позволило сделать из этого проекта выводы. Мы будем брать громкие дела, условно говоря, «Норд-Ост» и делать художественную, телевизионную версию этих событий. Так можно сказать какие-то вещи напрямую, которые нельзя сказать в информационных программах, предлагать свою версию событий. Ракурс определяет сценарист. Я не знаю, как будет выглядеть сценарий – может, будет показан с точки зрения телевидения, может, с точки зрения жертв, которые там сидели, или с позиции конспирологических теорий. А может быть, с точки зрения Руслана Байсарова, который владел «Центральной станцией», которая находилась в здании «Норд-Оста», и через которую, якобы, проносили взрывчатку в зрительный зал. Байсаров – бывший муж Кристины Орбакайте, еще и Аллу Пугачеву можно будет подключить. Кстати, любое появление Аллы Пугачевы на экране ведет априори к повышению рейтинга. Алла Борисовна это прекрасно понимает и потому у нее самые высокие контракты в истории отечественного телевидения. Сначала с «Первым» каналом – на $2 млн в год за программу «Две звезды», потом «Россия» – по-моему, там идет разговор уже о $3 млн. Мы тоже как-то поспекулировали на светлом имени Аллы Борисовны. Два года подряд проекты, посвященные Пугачевой – в одном случае это был фильм в программе «Русские сенсации» «Неизвестная Пугачева», а в другом – передача «Главный герой», посвященная ей – стали самыми рейтинговыми программами НТВ за год. А высосанный из пальца трехсерийный фильм в «Русских сенсациях» «Сонечка против Аллочки», то есть Ротару против Пугачевой, собрал такой высокий рейтинг, что мы думали действительно сделать из этого сериал. «ТРЭШ – ВЕСЕЛЫЙ ЖАНР»
Я являюсь одним из тех двух людей, кто придумал программу «Максимум» – наравне с моим коллегой Кортозием. Мы с ним до этого работали в программе «Намедни», чтобы вы не закидывали тухлыми яйцами, что я ничего не сделал для свободы слова. «Максимум» была, практически, первым телевизионным таблоидом, и, конечно, мы ее сделали из-за любви к таким жанрам. Трэш – это веселый жанр. Он демократичный, он раскрепощающий, в нем все равны – президент, министр и доярка. Я просто считаюсь антиподом старого – киселевского – НТВ, потому что считаю, что журналист не может быть политиком. Во-вторых, когда начали винтики-гайки подкручивать, программу «Намедни» закрыли, оказалось, что то нельзя и это нельзя, а желание свободно высказываться присутствует, – тут оказалось непаханое поле: туда пойдешь – кремлевские экстрасенсы, сюда пойдешь – в суши глисты. И до сих пор пашем и еще не все выпахали. Но сейчас, конечно, все стало менее весело и более технологично, потому что нельзя на протяжении пяти лет продолжать на одинаковом воодушевлении. В любом случае, это желание найти правду, какая же она есть на самом деле – в этом смысле новое НТВ не отличается от старого. Просто правду раньше искали за кремлевской стеной, а теперь – везде, где угодно, кроме как за ней. И уверяю вас, с обратной стороны кремлевской стены, за МКАДом, так сказать, правды намного больше. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ СТУДЕНТОВ: – Как вы считаете, телевидение когда-нибудь вернется от этого набора форматов, бессмысленных и беспощадных, к классической журналистике: сбору, предоставлению информации с разных точек зрения, на основании которых можно принимать решения? Вас потому и смотрят женщины 55+, потому что телевидение не является источником информации. – Те программы, о которых вы говорите – Киселев, Соловьев, Савик Шустер... Вы посмотрите аудиторию радиостанции «Эхо Москвы», у них же как раз аудитория 55+, а за десятилетие она уже и постареть успела до 65+. Это и есть аудитория НТВ тех программ. Потому что людям, которые принимают решения (перспективной для рекламодателей мужской аудитории), эти всхлипы, вопли, завывания – «ну и что». Понимаете, любое явление имеет две стороны – тогда было вот так, мы слышали и знали эту правду, но правда оплачивалась, потому что тогда «Первый канал» принадлежал Березовскому, канал НТВ – Гусинскому. Иногда они вместе выбирали Ельцина, как это было в 1996-м году, потом их пути расходились, один выбирал Лужкова – как НТВ Гусинского, а «Первый канал» (я работал тогда в программе «Время» на Первом канале) – Путина и «Единую Россию». Если вы считаете, что так должно быть опять... У нас правда может существовать только в таких условиях. А телевизор сейчас вы не смотрите потому, что тогда не было интернета, Youtube, DVD и кучи соблазнов. Жизнь меняется, становится более динамичной, а единственное, что есть у человека – его свободное время. –Как получилось так, что НТВ ушел в сторону криминальных тем? Вы сознательно пришли к этому? – Нужно было найти свою нишу. А плохие новости всегда лучше подаются, чем хорошие. –Как сошли на нет ток-шоу? Вам из Кремля звонили с поручением «Хватит болтать»? – Мне никто не звонил. Есть более высокопоставленные ответственные сотрудники каналов. Не знаю, как они там решают этот вопрос. Может, никто и не звонил, может сами решили «ой, а хватит болтать, пора делом заниматься». Сочи вон... –Как вы считаете, какие перспективы могут быть у телеканала «Дождь»? – Я считаю, что у данного проекта, в первую очередь, проблема творческая, потому что я знаю некоторых людей, которые там работают и если бы я делал какой-то продукт, то их бы не позвал – меня не устраивает их квалификация. Профессионализм еще в чем? Есть люди, которые долго работают и востребованы на одном месте, а есть те, которые работают там, сям и вечно что-то запускают. Особенно в начале нулевых были истории, когда вечно что-то запускалось и одни и те же компании бегали из одного издания в другое. Второй момент – вещание через кабель и интернет. Проблема интернета в том, что в интернете востребовано все, что сделано по образу и подобию роликов – от 20 секунд до 5 минут, и те, кто делает интернет-телевидение в России в это не врубаются до сих пор. Они кричат о том, что они – альтернатива большому телевидению, а вместо этого штампуют сорокаминутные ток-шоу говорящих друг с другом голов. Кому это нужно? Новое телевидение должно строиться по принципу сжимания форматов, а не создания того же самого, только через интернет. И мне кажется, что «Дождь-ТВ» и еще с десяток подобных каналов идут не по тому пути. –Как вам новая концепция «Пятого канала»? – Нынешнюю перезагрузку «Пятого» сложно назвать перезагрузкой. Просто там появились федеральные лица, которых на канале не было. С другой стороны, в жанре ток-шоу важно, как это делается. Кому нужно радио? Мы, НТВ-шники, свои ток-шоу делаем принципиально по-другому, у нас обязательно есть два-три сюжета, мы «бу-бу-бу» постоянно разбиваем другими жанрами, так как есть психологический закон– менять темп, регистр повествования каждый 5–7 минут, потому что происходит привыкание, и человек начинает уставать. Просто выпустить Свету Сорокину – смелости и новизны в этом, к сожалению, не много. Должно быть столкновение интересов, новая информация. Роднянский все это понимает прекрасно, но у нас отрасль еще не развита, основные силы стянуты на «Первый» и «второй». Главная проблема в медиа – это люди. Тот же «Дождь». Я знаю там Андрея Борисовича Лошака, его зовут везде, он сам по себе талантливый журналист и автор, но проблема Лошака в том, что над ним должен стоять продюсер, который будет заставлять его работать и делать что-то форматное. Сам по себе Лошак этого не сделает, огранкой таланта надо заниматься. Вот людей, которые умеют делать это профессионально, в нашей стране очень мало.