Cамый молодой генерал-майор НОАК и по совместительству родной внук Мао Цзедуна - Мао Синьюй

В 2012 году военный бюджет КНР впервые перешагнет через рубеж в $100 млрд. Перед открывшейся в Пекине сессией Всекитайского собрания народных представителей были опубликованы официальные данные, согласно которым он вырастет на 11,2% до 670 млрд юаней ($106,4 млрд). На протяжении двух с лишним десятилетий расходы на оборону в Китае увеличиваются более чем на 10% в год (исключение – 2010 год, когда рост составил 7,5%).

По размерам официально публикуемых военных расходов Китай несколько лет занимает второе место в мире после США. При этом по оценкам Минобороны США, возможно, они составляют менее половины от реальных. В любом случае, китайский военный бюджет по своему составу и структуре настолько отличается от военных бюджетов других стран, что механическое сравнение цифр становится бесполезным.
Из чего состоит китайский военный бюджет
Согласно классификации, принятой китайским Минфином, военный бюджет КНР включает в себя шесть больших разделов: «деятельность НОАК», «военные НИОКР», «мобилизационные мероприятия», «первичный набор в Вооруженные силы», «Военное строительство», «Ополчение».
Из формируемого центральным правительством военного бюджета финансируются все разделы кроме «мобилизационных мероприятий» (содержание системы призывных пунктов и начальной военной подготовки) и «ополчения». Китайское ополчение первой очереди насчитывает 8 млн человек, в основном – бывших военных и полицейских. Они проходят ежегодные военные сборы продолжительностью до 40 суток, привлекаются к борьбе с беспорядками и ликвидации стихийных бедствий. Иными словами, китайское ополчение – величина отнюдь не бумажная и его содержание стоит денег.
Другие важные пункты, которые не отражены в бюджете, – расходы на импорт вооружений (отнесены в отдельные, закрытые разделы бюджета) и, что еще более важно, затраты на НИОКР в интересах военных, проводимые не структурами вооруженных сил (то есть на разработку всех новых систем вооружений). Средства на эти работы доводятся до предприятий через министерство промышленности и информатизации КНР, минуя военных. Финансируемые из военного бюджета – это исключительно работы в области военной медицины, военного искусства и испытания новой техники, проводимые войсками самостоятельно.
Таким образом, официальный китайский военный бюджет отражает расходы на боевую подготовку армии, закупку серийной техники отечественного производства, денежное довольствие военных и капстроительство. Но за его пределами остаются и расходы на импортные вооружения, и многие крупные и крайне дорогостоящие программы по созданию собственных систем оружия, например, авианосца, истребителя пятого поколения, новых образцов баллистических ракет, военной космической техники и систем противоракетной обороны. 

На что он тратится
Согласно китайским официальным публикациям, в среднем каждый год около трети бюджета идет на денежное и иные виды довольствия для личного состава, столько же – на боевую подготовку и содержание сооружений, и еще треть – на оснащение. В последние годы растут все составляющие. Все более интенсивной и разнообразной становится боевая подготовка, и, что еще важнее, опережающими темпами по сравнению с доходами в гражданской экономике увеличивается денежное довольствие военнослужащих. Например, по состоянию на конец 2010 года средний доход офицера НОАК (без учета генералитета и сотрудников центрального аппарата органов военного управления) составлял $826 в месяц. Средний доход члена офицерской семьи – около $400. С 2005 года показатель вырос в 2,6 раз.
На новый уровень вышло переоснащение вооруженных сил. Причем в реализации некоторых важных программ китайцам удалось добиться прорыва в прошлом году. Судя по всему, в 2011 году были преодолены технические проблемы с «китайской «Булавой» – твердотопливной баллистической ракетой морского базирования «Цзюйлан-2», череда безуспешных испытаний которой тянулась с начала 2000-х годов. Таким образом, можно ожидать серийных закупок этих ракет и строительства новых атомных ракетоносцев проекта 094 «Цзинь». 


Китайский истребитель 5 поколения J-20

Контракт с Россией на закупку 182 двигателей Д-30КП2 свидетельствует о развертывании масштабного серийного производства бомбардировщика-ракетоносца H-6K – китайского «Гуам-бомбера», призванного атаковать крылатыми ракетами DH-10 новые американские базы на Тихом океане. Кроме того, в 2011 году были заключены крупные контракты на поставки из России 150 двигателей АЛ-31Ф (что говорит о возможном наращивании производства местных аналогов Су-27 – истребителей J-11B) и еще большего количества двигателей АЛ-31ФН для однодвигательных истребителей J-10.
Китайская армия по-прежнему получает в год около 200 танков «тип 96» и несколько десятков «тип 99» различных модификаций. Кроме того, развертываются закупки новых видов БМП и БТР. Например, в производство запущены БМП WZ502G с усиленным бронированием, как минимум два образца MRAP (машина с защитой от подрыва и атак из засад).
Возможно, к стадии развертывания приблизилась уникальная и весьма дорогостоящая китайская система оружия – баллистическая противокорабельная ракета DF-21D, предназначенная для поражения авианосцев на значительном (более 1000 километров) удалении от китайских берегов. Продолжается крупносерийное строительство фрегатов проектов 054 и 056, неатомных подводных лодок проекта 041, а также новых типов эскадренных миноносцев с ЗРК большой дальности.
Наконец, как и другие ведущие армии мира, Народно-освободительная армия Китая уделяет приоритетное внимание информационному обеспечению боевых действий. Полным ходом идет создание глобальной системы позиционирования «Бэйдоу-2» (уже запущено 10 спутников) и начинается выпуск для нее наземных терминалов. Китай ведет собственные работы над проектами цифровой экипировки военнослужащих, военными АСУ различных уровней и современными разведывательными комплексами.
Российская выгода
Военно-техническое сотрудничество наших стран в последние годы переживало спад. Однако новый этап китайского военного строительства, вероятно, принесет свои выгоды российским экспортерам. В 2011 году РФ и КНР заключили новых контрактов только в сфере авиационной техники более чем на $1 млрд, значительная часть из них – на уже упомянутые выше поставки авиационных двигателей. Сейчас же готовится к подписанию новый крупный контракт на поставку в Китай партии из 48 российских истребителей Су-35С, который может дать начало возрождению российско-китайского ВТС. Видимыми приоритетами в китайском военном строительстве остаются ВВС и флот, то есть конфликты с крупными континентальными соседями в Китае считают маловероятными. Тем лучше для нас.