Экономист Константин Сонин и журналист Тина Канделаки поспорили о качестве российского образования и востребованности российских дипломов за рубежом

Телеведущая и публицист Тина Канделаки написала пост, в котором были слова: «Русские дипломы за границей зачастую не признаются и не котируются». Мой экспресс-ответ состоял в следующем: судя по академической среде, русские дипломы признаются отлично, но дипломы по некоторым специальностям: собственно, почти всем, не считая некоторого числа естественнонаучных специальностей – котируются достаточно низко. Главная причина – качество образования, предоставляемого этими вузами, невысоко. Ровно так же низко ценятся дипломы американских, немецких, французских и т.п. вузов, в которых качество образования аналогичного уровня. 

Читайте также


Мнение Тины Канделаки

В кратком ответе Тина привела данные «Центра Карнеги» о том, что 300 000 русских в Америке (из 4 млн диаспоры в целом) имеют высококвалифицированную работу. Тина пишет, что это «всего» 7%. Во-первых, это не совсем верный подсчет, потому что 4 млн диаспоры включают стариков и детей, составляющих, грубо говоря, половину; то есть должно было получиться более 15%. Во-вторых, и 15% – немало, и даже 7% – не так уж мало. Если вычесть госсектор, то и в России, подозреваю, окажется примерно такой процент работающих на «высококвалифицированной работе» выпускников вузов.

Реальная проблема состоит в том, что в нынешнем состоянии российское высшее образование недостаточно качественно, чтобы в массовом порядке производить выпускников, конкурирующих на международном уровне


Объяснение проблемы, о которой говорит Тина, состоит из двух элементов, один из которых реальный, а второй – ментальный (что, конечно, не делает его менее реальным). Реальная проблема состоит в том, что в нынешнем состоянии российское высшее образование недостаточно качественно, чтобы в массовом порядке производить выпускников, конкурирующих на международном уровне. Это относится и к научной карьере (у нас нет ни одного факультета ни в одной специальности, выпускников которого брали бы в хорошие аспирантуры просто «за марку»), и к работе за пределами университетов (нет ни одного университета, который был бы безусловной «маркой»; есть всего несколько факультетов, диплом об окончании которых имеет серьезную ценность сам по себе).
Ментальная проблема состоит в том, что условному читателю-радиослушателю-телезрителю хочется слышать о том, что российские дипломы котируются низко из-за какого-то специального отношения, несмотря на то, что свидетельств этому нет. Он не хочет слышать о том, что дипломы котируются низко из-за низкого качества образования. Притом, что эти свидетельства как раз есть. Три года назад Игорь Федюкин для статьи в «Ведомостях» («Высшее образование и наука: Российский счет в мозговом банке», «Ведомости», 20.05.2009) подсчитал количество россиян, закончивших аспирантуру (то есть получивших степень PhD) в Америке с 1992 по 2006 год. Это некоторый показатель качества образования в нашей стране. Аспирантуру закончили 2496 россиян, то есть чуть больше 150 человек в год в среднем в 1990-е и 200–250 человек в год в среднем в 2000-е. В статье говорится: «Много это или мало? С одной стороны, наша страна стабильно занимает по этому показателю 7-е – 10-е места в мире, лишь немного отставая от таких вполне благополучных в научном смысле стран, как Германия и Япония. С другой – по числу своих граждан – выпускников американских аспирантур Россия в полтора–два раза отстает от Турции, в два с половиной – три раза от Тайваня и примерно в пять раз – от Южной Кореи, активно модернизирующей в последнее время свое высшее образование. Если сравнивать с Китаем, то 2496 докторских степеней – это примерно столько же, сколько китайцы получили в одном лишь 1997 году; в 2006 г. их число составило уже без малого 5000. В пересчете на душу населения Китай посылает учиться в американские аспирантуры в два раза больше своих граждан, чем Россия».

Разговоры о том, что массовое высшее образование в нашей стране – высокого уровня, не имеют под собой оснований


Конечно, это очень грубый анализ. Даже по этому параметру (число закончивших американскую аспирантуру) для более адекватной оценки качества образования следовало бы разбить эти цифры на более тонкие категории: например, не просто посчитать, сколько человек закончило ведущие аспирантуры (с учетом специальностей), но и посмотреть на то, какие вузы (и, возможно, средние школы) в России закончили эти ребята. Кроме того, эти цифры много говорят о том, в какой степени наши вузы готовят будущих ученых, и мало – о рынке труда за пределами академического мира. Однако общий результат – в том числе сравнение с выпускниками венгерских, турецких, китайских вузов – говорит о том, что разговоры о том, что массовое высшее образование в нашей стране – высокого уровня, не имеют под собой оснований. Российский диплом о высшем образовании (если речь не идет о нескольких факультетах в нескольких вузах) котируется низко, и эта котировка справедлива.