Конкуренция на рынке товаров класса люкс усиливается, и крупнейшие модные дома Европы один за другим начинают искать себе стратегических партнеров или выходить на IPO. Вот и представители Versace заявили, что будут искать возможности привлечения финансовой помощи, пока есть подходящий момент не продешевить: в 2011 году компания показала прибыль после двух лет убытков. Выручка составила 340,2 млн евро (+19% по сравнению с прошлым годом), чистая прибыль – 8,5 млн евро (против убытка в 21,7 млн годом ранее). Для сравнения: ежегодный оборот Prada составляет около 2,5 млрд евро при чистой прибыли в 430 млн евро), Dolce&Gabanna – 1,5 млрд, Burberry – 450 млн. В настоящий момент владельцами Versace являются члены семьи покойного основателя дома Джанни Версаче: его сестра Донателла, брат Санто и дочь Донателлы – Аллегра.
Есть несколько вариантов дальнейшего развития событий, первый из которых – продажа профильной компании. Крупнейшим игроком на рынке товаров верхней ценовой категории сегодня является группа LVMH (Louis Vuitton, Givenchy, Guerlain, Bulgari и др.) с ежегодной выручкой примерно в 20 млрд евро. В последние годы она проводит довольно активную политику слияний и поглощений, о возможном альянсе с ней подумывают многие известнейшие люксовые марки вроде Armani.
Второй вариант – выход дома Versace вслед за Prada, Salvatore Ferragamo и Brunello Cucinelli на публичный рынок. К примеру, Prada через IPO в Китае (на Гонконгской бирже) привлекла около 2,1 млрд евро – парадоксально, но именно основной поставщик подделок дорогих товаров сегодня является спасательным кругом для многих люксовых брендов. Согласно различным экспертным оценкам, пока первое место по объемам потребления предметов роскоши все еще сохраняют США, но, видимо, ненадолго. «На пике кризиса именно Китай позволил индустрии лакшери остаться на плаву, – говорит Анна Мишутина, аналитик ИК «ФИНАМ». – Не стоит исключать, что именно китайские инвесторы могут выступить в роли покупателей крупного пакета, так как инвестиционный интерес к этому сегменту в стране сейчас весьма высок».
Не исключено также, что интерес к известной марке проявит и кто-то из российских бизнесменов, хотя до этого момента они предпочитали быть скорее потребителями товаров класса люкс, чем их производителями. Наибольшую известность пока получил интерес к покупке дома моды Roberto Cavalli со стороны российского бизнесмена Самвела Карапетяна, владельца группы компаний «Ташир», о котором стало известно в начале этого года. Сумма возможной сделки тогда оценивалась в 500 млн евро. Правда, стороны тогда опровергли сообщение прессы, а позднее представители Roberto Cavalli заявили, что намерены сначала реализовать антикризисный план, а потом уже искать инвесторов. Так что, может, Карапетяна заинтересует какая-нибудь другая, более сговорчивая люксовая марка? Все-таки подобная сделка смотрелась бы очень символично.