Фото: РИА Новости/Григорий Сысоев
Вечером 29 июня 2012 года законопроект об ужесточении регулирования некоммерческих организаций внесен в Госдуму группой депутатов-единороссов. Полный текст законопроекта был опубликован только в пятницу, обсуждение его всеми заинтересованными лицами сводится к тому, что ничего хорошего для гражданского общества ждать от него не приходится.
Особому надзору в соответствии с предлагающимися поправками подвергнутся организации, получающие пожертвования из-за рубежа и занимающиеся политической деятельностью. Надо сказать, что, с точки зрения российских властей, получение иностранного финансирования уже само по себе является «политикой», а значит и требует пристального внимания.
В течение 90 дней со дня вступления закона в силу такие организации должны будут подать дополнительные сведения о себе для включения в реестр, вести который будет министерство юстиции.
После этого НКО будет ежегодно подвергаться дополнительным налоговым проверкам, проходить обязательный аудит, сдавать дополнительную отчетность и т. д. За невыполнение – штрафы, приостановление деятельности, лишение свободы для руководителей. Следить за порядком будут минюст, прокуратура, налоговая инспекция. Несомненно, подтянутся и другие правоохранительные органы – статус «НКО, функционирующая как иностранный агент», означает, что организация рассматривается государством как подрывная, а дополнительная бдительность по отношению к врагу никогда не повредит.
На всей печатной продукции, выпускаемой этими «иностранными агентами», необходимо будет наносить соответствующую маркировку. Напоминает нацистские винкели – разноцветные треугольники, которые помогали идентифицировать заключенных евреев, гомосексуалистов, политзаключенных, эмигрантов и т.д. Увидит чиновник специальный знак на докладе о состоянии прав человека в России – и сразу поймет, что подготовлен он на деньги врагов России с целью дискредитации Отечества, надо принять меры.
Заметим, что согласно действующему законодательству политической деятельностью занимаются политические партии, финансирование которых из-за рубежа и так не допускается. Законопроект предлагает относить к политической деятельности участие в проведении политических акций, которые должны воздействовать на решения и политику государства, а также в формировании общественного мнения. Это означает прекрасные возможности для произвольного применения широкого спектра санкций (от штрафа до лишения свободы) к любым НКО, чья деятельность не понравится чиновникам партии власти.
На формирование общественного мнения и воздействия на государственную политику направлена любая публичная акция протеста (будь то протест против фальсификаций на выборах, строительства церкви во дворе жилого дома или лишения ВИЧ-инфицированных людей жизненно необходимых лекарств). В этом ее суть и главное назначение. Под участием в проведении акции можно понять не только непосредственную организацию, но и оказание юридической или иной помощи участникам (например, раздачу чая на митинге), публикацию информации, в результате которой люди решили выйти на улицу и т. п.
Нет сомнений, что подконтрольные суды, не говоря уже о полиции и прокуратуре, будут трактовать закон максимально широко. Он ведь и направлен в первую очередь на ограничение протестной активности, и представляет собой еще один кирпич в стене, которой государство пытается отгородиться от общества. В этой стене уже лежат реальные сроки политзеков, процессы о возбуждении вражды в отношении «представителей власти», новые правила регистрации доменных имен, «черные списки» интернет-сайтов, допросы шестилетних детей, ночные обыски у блогеров и антиэкстремистское законодательство.
Характерно, что в пояснительной записке к законопроекту говорится о необходимости общественного контроля за деятельностью НКО, при том что законопроект полностью посвящен различным формам государственного контроля и надзора. Не считать же общественным контролем возможность дополнительных проверок организации по доносам об обнаружении экстремизма.
Еще более характерно, что, обосновывая необходимость принятия законопроекта, его сторонники ссылаются на международную практику. Если бы с таким же энтузиазмом они обеспечивали применение европейских стандартов защиты прав человека, включая свободу слова и объединений, в Европейском суде по правам человека не лежали бы в ожидании рассмотрения более 40 000 жалоб наших сограждан, отчаявшихся добиться справедливости в России.