Теперь в Белоруссии можно сесть просто за то, что выложил в интернет фотографии плюшевых медвежат, к груди которых прикреплены листовки с лозунгами о защите прав человека на английском языке. Причем сесть можно, даже если не имеешь никакого отношения ни к медвежатам, ни к борьбе за права человека. И сесть надолго, лет на семь. А еще надо всегда помнить о том, что если ты фотограф и выкладываешь в интернете такие невинные снимки, то в тюрьму за компанию могут загрести и твоих товарищей. Однокурсников, например. 

Это не Северная Корея, не Мьянма и не Уганда. Это Белоруссия, сынок. Сюда неделю назад, минуя радары и официальное разрешение, вроде бы прилетел легкий одномоторный гражданский самолет, на борту которого сидели шведские правозащитники. Прилетел незаметно и в небе над поселком Ивенец, что совсем под Минском, сбросил на землю десант из плюшевых медвежат. К каждому из них были прилеплены послания о том, как важно соблюдать права человека. Игрушки тут же растащили по домам местные жители. И спрятали их подальше от чужих глаз: милиция стала ходить по домам и с пристрастием допрашивать всех, кто эти игрушки видел. За сокрытие «улик преступления» грозили тюремными сроками. 

Так бы все и затихло, и история, возможно, не получила бы огласки. Ведь действительно очень трудно поверить в то, что шведские правозащитники, которых вряд ли можно считать асами авиации, на одномоторном самолете, а не дроне-невидимке, смогли незаметно проникнуть в самый центр воздушного пространства Белоруссии и находиться в нем сколь угодно долго. 

Но фантастическая история получила убедительные подтверждения. Доказательства продемонстрировал публике 20-летний студент Института журналистики Белгосуниверситета Антон Суряпин. Кто-то прислал ему по электронной почте фотографии тех самых плюшевых медвежат, а он просто разместил их у себя в блоге на домене bnp.by. Если бы он сделал то же самое в Facebook или Twitter, это называлось бы «поделился» или «ретвитнул». Только и всего. 

Но в Белоруссии Суряпин за это может сесть в тюрьму. Причем сразу на семь лет. КГБ провело обыск в его квартире, изъяло компьютеры студента, а самого его уже четвертый день маринует в своем следственном изоляторе, более известном в Белоруссии как «американка». Суряпина обвиняют в пособничестве незаконному пересечению белорусской границы. И властям плевать на то, что студент, скорее всего, на момент публикации злосчастных фото понятия не имел, что это за медвежата, и как они оказались в Белоруссии. 

По этому же делу проходят еще два белоруса: Сергей Башамиров (его подозревают в дружбе со шведами и содействии им) и друг Суряпина Роман Протасевич. Никаких подробностей насчет них КГБ и МВД не сообщают. Сергей занимается сдачей квартир на короткий срок и, вероятно, шведы, которые участвовали в плюшевой бомбардировке, снимали у него одну из них. Протасевич, судя по всему, просто дружил с Суряпиным. А возможно, сделал одну из тех самых фотографий, за которые в «американке» сидит его друг. Мать Суряпина даже не знает, на каком основании и за что задержан ее сын. Никаких разъяснений ей никто не дал.

В общем, карательная система чекистами уже запущена. И вряд ли она остановится до того, как кто-нибудь сядет в тюрьму. В Белоруссии просто не бывает такого, чтобы из СИЗО кто-то вышел и без последствий. Хотя один из организаторов акции Томас Мазетти, который вместе с коллегой Ханной Линой Фрей управлял самолетом с плюшевым десантом, справедливо замечает: «Сергей Башамиров не сдавал нам свою квартиру, а отдал ключ от квартиры, в которой мы потом жили. С таким же успехом можно теперь арестовать бармена, который продал нам пиво в Минске». 

Но интересны в этой истории не только задержания попавшихся под руку студентов. Властям нужно найти тех, кто понесет ответственность за то, что белорусская граница оказалась дырявой. Наказывать чиновников и военных пока никто не торопится. Минобороны по-прежнему отрицает, что государственную границу вообще кто-то пересекал. Лукашенко до сих пор никак не прокомментировал скандал с летающими шведами. Информации о том, что хотя бы один генерал слетел со своего кресла, тоже нет. Это очень по-белорусски: судить сначала невинных «оппозиционеров» (ведь сознательные граждане никогда не будут выкладывать в сеть что-то, что может скомпрометировать Республику Беларусь!), а потом уже разбираться, что делать со своими и как оправдываться перед союзниками и партнерами. 

Эксперты считают, что виновных в инциденте еще найдут и накажут, но попозже. Неясно, правда, узнают ли о них журналисты. Бывший министр обороны Белоруссии Павел Козловский называет случившееся «трагедии белорусской армии»: шведы, мол, только посмеялись над белорусской боеготовностью и улетели, а белорусы продолжают «надувать щеки на парадах». 

Безусловно, не оставит ситуацию без внимания и Россия. Лукашенко, который много лет уверял Москву, что она надежна прикрыта с Запада системой союзной белорусской ПВО, оказался в неприятной ситуации. После такого провала белорусских военных, Минску станет гораздо труднее выбивать деньги у Кремля, прикрываясь разговорами о своей военно-стратегической важности для обороны России. 

Но отставки военных и трудные переговоры с Москвой произойдут уже потом и, скорее всего, без особой огласки. А пока белорусским властям для самоуспокоения необходимо срочно найти и наказать внутренних врагов-вредителей, из-за предательства которых держава опять попала в идиотское положение. Такими врагами стали трое молодых белорусов, по сути, не имеющих никакого отношения к случившемуся. Настоящие же виновники инцидента продолжают «вести расследование».