© tribune.com.pk

Государственная Дума приняла в пятницу во втором (основном) чтении президентский пакет законопроектов, устанавливающих контроль за соответствием расходов чиновников их доходам. Как утверждается, эти документы направлены на противодействие коррупции. Они обязывают чиновников всех уровней – муниципальных, местных, региональных и так далее вплоть до президента России, а также работников Центрального банка, Пенсионного фонда и госкорпораций – декларировать каждую свою сделку, сумма которой превышает общий доход семьи чиновника за три года, предшествовавшие этой сделке. Отчитываться нужно о приобретении земельного участка, недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций. Те же требования распространяются на супругов чиновников и их несовершеннолетних детей – для того чтобы коррупционеры не переписывали на них имущество, оставаясь формально чистыми перед законом. Предоставление сведений о выходящих за рамки доходов сделках является обязательным, невыполнение чиновником этого требования ведет к освобождению его от занимаемой должности, увольнению с государственной или муниципальной службы. Если чиновник совершил сделку, сумма которой превышает его трехлетний доход, то в отношении него начинается проверка. Как говорится в тексте, основанием для принятия решения об осуществлении контроля является достаточная информация о совершении такой сделки. Источниками соответствующей информации признаются правоохранительные и другие антикоррупционные органы, постоянно действующие руководящие органы политических партий, Общественная палата и даже общероссийские средства массовой информации. Проводят проверку – в зависимости от ранга чиновника – различные уполномоченные органы. Самых больших чиновников будет проверять генеральный прокурор (или уполномоченные им прокуроры). На период проверки чиновник может быть отстранен от своей должности на срок до двух месяцев (в исключительных случаях санкция может быть продлена до трех месяцев). Но в любом случае за чиновником сохраняется его зарплата за этот период. Устанавливается, что объяснения чиновника относительно источников средств, за счет которых совершена та самая сделка, становятся достоянием гласности: эти сведения размещаются в интернете на официальных сайтах соответствующих организаций. Информация о результатах проверки может оказаться недоступной тому, по чьему заявлению такую проверку инициировали, если на это не даст согласие проверяемый. Едва ли чиновники, не сумевшие оправдать свои расходы (то есть практически заподозренные в коррупции), дадут такое согласие. А значит, авторы запросов и инициаторы проверок в большинстве случаев не получат подтверждения своих догадок. Если в итоге будет выявлено несоответствие расходов доходам (то есть если чиновник не сможет доказать законность средств, потраченных на сделку), то материалы контроля в течение трех дней после его завершения направляются в органы прокуратуры. А сам предмет такой сделки может быть обращен в доход государства – соответствующее заявление направляется прокуратурой в суд. Стоит заметить, что за два закона из этого пакета (один касается просто чиновников, другой – самых «высоких») депутаты голосовали единогласно, документы поддержали и оппозиционные фракции. Правда, у эсеров было несколько претензий – например, невозможность обжалования как решения о проведении самой проверки, так и ее результатов. Депутат от «Справедливой России» Дмитрий Горовцов прямо пожаловался: документ полностью исключает любые права госслужащих в ходе проверок. «Не предусмотрены ни протокол, ни даже присутствие адвоката, хотя последствием подобных проверок будет, как минимум, являться потеря рабочего места», – констатировал он. Парламентарий опасается, что с помощью этого механизма любой честный чиновник легко может быть выкинут со своего рабочего места на основе каких-то разборок в полностью закрытом режиме. Такую процедуру Горовцов назвал «дремучей». Кстати, за законопроект про «высоких» чиновников (поправки в Федеральный конституционный закон «О правительстве», требующий квалифицированного большинства) Думе пришлось голосовать дважды: в первый раз трехсот голосов не набралось. Вечером в пятницу, видимо, депутатов в зале еще меньше, чем обычно, и бегают они уже не так быстро. А может, просто расслабились. Между тем в предложенной процедуре есть еще несколько уязвимых положений. Например, вызывает недоумение тот факт, что перечень сделок носит закрытый характер: земля, недвижимость, транспорт, ценные бумаги. Точка. По каким-то причинам авторы инициативы не пожелали внести именно в этот законопроект столь популярную, например в законах, затрагивающих гражданские права и свободы, формулировку «в иных случаях». Это, по мнению наблюдателей, открывает довольно широкий простор для фантазии изобретательных чиновников по значительным финансовым тратам – начиная, например, с отдыха в самых дорогих номерах самых дорогих отелей на самых дорогих курортах.

Другие нормы, напротив, прописаны довольно расплывчато: чиновник должен отчитываться о каждой сделке, сумма которой превышает его трехлетний доход, но не учитывается ситуация, при которой ряд сделок являются составными частями одного общего процесса. Допустим, такого, как приобретение в собственность острова в Карибском море. Остров целиком – дорого и надо отчитываться. А если его разбить на участки и выкупать каждый по отдельности? Один такой участок вполне может вписаться в лимит расходов, и, следовательно, этот расход не нуждается в декларировании.
Помимо этого, как уже сказано, отчету подлежат только сделки самого чиновника, его супруги (супруга) и несовершеннолетнего ребенка. А вот на совершеннолетних детей, братьев-сестер, родителей и двоюродных бабушек все строгие требования уже не распространяются.