Марат Хуснуллин © Валерий Левитин / РИА Новости

В кулуарах урбанистического форума «Умный город будущего» заместитель мэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин рассказал корреспонденту Slon, какими будут первые шаги в развитии Новой Москвы.

– Марат Шакирзянович, как же все-таки будет развиваться Новая Москва, какие будут этапы?

– Наша работа по развитию Новой Москвы разделена на три основных этапа. До середины 2013 года сделаем транспортную схему развития, а также утвердим территориальную схему развития, она будет содержать в себе транспортный каркас. Транспортный каркас – прежде всего, чтобы не останавливать развитие. До конца 2014 года мы сделаем новый Генеральный план, но это будет новый европейский вид генплана, с экономикой, то есть план комплексного развития, так называемый мастер-план. Однако те проекты, которые сегодня не вызывают сомнения в том, что они нужны для города, потому что создают рабочие места, мы утвердим раньше, в ускоренном порядке рассмотрим на строительно-земельной комиссии. Примером может быть проект развития территории вокруг комплекса Лотос-Сити (поселок Мамыри. – Slon). Инвесторы строят там цивилизованный торговый комплекс, гостиницу, участок дороги. Зачем же ждать два года? 

– Что будет включать в себя транспортный каркас? Это тот самый скоростной трамвай от центра до Калужской области, предложенный французскими архитекторами в их проекте по развитию присоединенных территорий?

– Нет. На самом деле скоростной трамвай вызывает у нас вопросы. Любое решение зависит от соотношения цена – качество. Тут много и технических вопросов: возможно ли это вообще? На новых территориях это возможно, но как это интегрировать в существующую улично-дорожную сеть? Здесь вот непонятно. Эксперты пока занимаются расчетами. Решение будет приниматься исходя из того, целесообразно ли это экономически.

Что касается транспортного каркаса, то мы точно знаем, что Ленинский проспект будет бессветофорным, что Калужское шоссе будет расширено до десяти полос и будет иметь хорошую связь с Киевским шоссе, чтобы можно было там ездить общественному транспорту по выделенной полосе. Может, это будет трамвай, может, это будет автобус. Это скажут проектировщики, как я сказал уже, в зависимости от соотношения цена – качество. Это будет основная транспортная артерия. Могу также сказать, что мы, скорее всего, уже точно будем строить транспортно-пересадочный узел в Саларьево (поселок в направлении северо-запада от поселка Мосрентген. – Slon). Все жители, которые там живут, смогут добраться до метро, там будет станция метро «Саларьево». Плюс мы сделали проекты всех дорог, посчитали, которые нам нужны. В общем, сейчас будем проектировать и в следующем году уже приступим к строительству.

– Расскажите подробнее. Речь о поперечных связках?

– От МКАД до ЦКАД будут построены три поперечные дороги. Одна дорога в районе Мамырей. Это будет расширенная существующая дорога. Перспективная трасса Солнцево – Бутово – Видное. Она планируется, проектируется. Ведется предпроектная подготовка, но пока очень сложно найти коридор прохождения. Достаточно большие обременения по занятым уже территориям. Поэтому сейчас среди первоочередных – дорога Старохованская так называемая (существующая дорога через Хованское кладбище от Саларьево до Мамырей. – Slon). Мы ее планируем расширять. Следующая связка – это перед Троицком и после Троицка – еще одна поперечная связка. Мы их проектируем и будем в следующем году расширять.

– Так, а как же французский проект, который победил на специальном конкурсе, который вы проводили? Что-то из предложенного французами будет воплощаться? Например, жилищная постройка в стиле 50-х годов?

– Конечно… ну, нет… что я хочу сказать. На самом деле мы берем идеи в целом по планированию территории, стратегические. Нельзя сказать, что эта работа является стопроцентным руководством к действию. Это же конкурс идей. Сейчас мы эти идеи собираем и в корректировку Генплана включаем.

– Есть ли подвижки в вопросе переноса федерального центра в Коммунарку?

– Вы знаете, надо понимать, что это огромная задача по своим масштабам. Мы сейчас проводим анализ всех федеральных структур с точки зрения площадей: сколько есть, сколько нужно. Мы готовим территорию административно-делового центра независимо от того, переедет правительство или не переедет. В районе Коммунарки планируем строить административно-деловой центр. Если не переедет правительство, то это будет площадка для бизнеса. Бизнес сегодня с удовольствием, нас не спрашивая, перебирается в область, например в бизнес-парк «Румянцево» на Киевском шоссе. Очень многие туда переехали, сняли там офисы. Люди же считают транспортную доступность, стоимость аренды. Нам неинтересно создавать дополнительные места притяжения в центре, а интересно развивать окраины. Это же новые рабочие места. Мы такие проекты поддерживаем.

– А где еще на территории Новой Москвы будут такие места активного развития, на ваш взгляд?

– Совершено точно – это вся территория парка «Румянцево». Будет расти территория поселка Мосрентген и примыкающая к ней. Также совершенно точно будет расти Коммунарка и ее прилегающие территории. Дальше – территория от Остафьево до Подольска, дальше – территория вокруг аэропорта Внуково. Развиваться будет территория поселка городского типа Московский и дальше туда – Троицк, безусловно. Там будет расти научно-образовательный и производственный центр. Еще дальше за Троицком зоны будут по большей степени рекреационные. Там сейчас сельскохозяйственные территории, а будут такие туристическо-рекреационные точки.