Юрий Мильнер в партнерстве с другими инвесторами (среди них сооснователь Google Сергей Брин и его жена Анна Войжитски) инвестировал $50 млн в американский медицинский стартап 23andMe. Это биотехнологическая компания из Калифорнии, которая занимается генетической диагностикой: исследует предрасположенности клиента к ряду заболеваний, анализирует и сравнивает наследственную информацию. Сразу после объявления о новом раунде финансирования, 23andMe снизила цены за расшифровку генома с $299 до $99.
Это первые инвестиции Мильнера на
активно развивающемся рынке биомеда, но не первые его вложения в прогрессивную медицину.
В августе прошлого года Мильнер поддержал два американских медицинских стартапа: он инвестировал $650 тысяч в компанию
Drchrono, создавшую iPad-приложение для ведения медицинской карты пациента, и $50 млн в
ZocDoc, платный каталог врачей с возможностью записи на прием.
Drchrono – это амбициозная попытка мобилизации американской медицины. Приложение для IPad и серверные сервисы проекта связывают доктора, пациента и страховую компанию в единую цепочку. С электронной карточкой пациента, вбитым номером страховки, возможностями записаться на прием или проконсультироваться дистанционно. Прямо на IPad можно подписать необходимые соглашения о конфиденциальности или аптечные рецепты. В январе этого года стартап получил очередные инвестиции
в $2,8 млн – в этом раунде финансирования Мильнер тоже поучаствовал наряду с другими инвесторами (среди них, например, Мэтт Каттс – один из ведущих программистов Google). Полученные деньги были вложены в перспективные разработки, маркетинг и технологическое обновление сервиса.
ZocDoc – проект помасштабней, не ограниченный приложением, а с амбициями будущей общенациональной американской «электронной регистратуры». Сервис позволяет пользователям оперативно связаться с необходимым врачом, принимающим их страховку, и записаться на прием онлайн. Он синхронизирован с расписаниями 5 млн медицинских работников различных специализаций. Ежемесячная аудитория потенциальных пациентов составляет порядка 700 тысяч человек. Врач за доступ к такой обширной базе должен делать ежемесячный взнос в $50. У ZocDoc уже появляются универсальные и специализированные клоны (вроде российского TimeToVisit.Ru, работающего со стоматологическими клиниками), что и понятно: такая модель работы медицинского рынка напрашивалась давно.
И вот теперь биотехнологический стартап 23andMe. Возможно, российский инвестор на этом не остановится и продолжит вложения в медицинские проекты. Но и по первым трем инвестициям уже можно понять, каким видится будущее медицины прогрессивному венчурному капиталу.
Происходит конвергенция популярных интернет-моделей и классических медицинских сервисов. Социальные сети, геолокация, скидочные сервисы, мобильные платежи и онлайн-рекрутинг – все, к чем мы уже привыкли, берут на вооружение. И Drchrono, и ZocDoc постепенно обрастают социальными и геолокационными функциями. Как пример: недавно запущенная услуга
ZocDoc Check-In, позволяющая быстро регистрироваться у врача по месту нахождения. Где-то рядом ждет своего часа социальная сеть для врачей Sermo с ее профессиональными мобильными приложениями и недавно объявленной стратегией интеграции с крупными медицинскими проектами.
А еще, конечно же, игрофикация и игровой маркетинг – даже в таком серьезном деле, как медицинские услуги, это, как оказалось, хорошо стимулирует спрос. Так, 23andMe
предложила отдельное направление генетического скрининга: если вы пошлете им образец своей слюны, они секвенируют последовательность вашей ДНК и превратят ее в мелодию. В Drchrono в свою очередь предлагают дополнительные игровые приложения, помогающие скоротать время в ожидании доктора. Кроме того, проект недавно интегрировали с другим перспективным сервисом Square, превращающим мобильные устройства в платежные терминалы.
Три очень разных проекта: планшетное многофункциональное приложение, электронная система с отраслевой базой данных и научный стартап, занимающийся сложными биотехнологическими исследованиями – что их объединяет, кроме общих инвесторов? Исследователи медицинского прогресса и экономисты давно
пишут о так называемой интерфейсной революции в этой области. Качество медицинской информации (личной и общественной) и качество ее структурирования (в основном на Западе, в России – в меньшей степени) в какой-то момент переросли возможности каналов ее доставки. Парадоксальным образом доставка малозначимого развлекательного и общественно-политического контента происходила быстрее и качественнее, чем социально важная информация из медицинских баз данных.
Этот безответственный разрыв преодолевается только сейчас за счет среднего бизнеса, частных проектов и венчурного капитала. Новые компании предлагают оптимальный интерфейс доставки медицинской информации – удобный, доступный и адаптированный к сервисам любого типа, простым и сложным, сугубо технологическим и научным. И Drchrono, и ZocDoc, и 23andMe – не похожи ни на классические виртуальные приложения, ни на лаборатории, это в первую очередь интерфейсы, дружелюбное лицо медицины будущего.