Виталий Савельев © Александра Мудрац/ИТАР-ТАСС

Глава «Аэрофлота» Виталий Савельев дал интервью «Известиям», в котором рассказал о ближайших планах компании. Из текста беседы мы узнаем, что компания действительно собирается ввести черные списки пассажиров и сделать полноценный российский лоукостер.

Slon выбрал важные фрагменты этой беседы.

О дебошах на борту: Проблема актуальна не только для «Аэрофлота». Ежегодно фиксируются тысячи инцидентов с деструктивными авиапассажирами. Известными становятся лишь единичные случаи. Необходимо дать компании право отказать в перевозке пассажиру, совершившему серьезное правонарушение на борту. Существует мнение, что создание списков якобы ущемляет права человека. Но черные списки существуют во многих странах с развитой демократией: в США, Канаде, государствах Евросоюза. Существуют черные списки и в Китае. И потом, почему мы говорим об ущемлении прав одного человека, который ведет себя неадекватно? Мы предлагаем ввести и черный список, и уголовное наказание вместо административного за дебош на борту. Это не взаимоисключающие вещи, как многие думают. Допустим, пассажир на борту сквернословит, курит – наверное, это не тянет на то, чтобы ему дать срок. Не умеешь себя прилично вести в обществе – в черный список. Если же дебошир совершает насилие над пассажирами, кабинным экипажем – мы вынуждены сажать самолет. И тогда должно последовать уголовное наказание. Угроза наказания отрезвит многих.

О существующем черном списке: Сейчас у нас в списке 1829 проблемных пассажиров. В прошлом году мы внесли в него 490 человек, еще 680 не пустили на борт на законных основаниях. Не надо думать, что проблемные клиенты проходят в самолет пьяными – они на борт проходят трезвыми. Кстати, треть случаев – это пассажиры, которые повторно создают проблемы. Нет такого, чтобы один и тот же пассажир второй раз устраивал дебош и нам приходилось сажать самолет, но курение или хамство – это сплошь и рядом.

О самых буйных пассажирах: Самые проблемные в этом смысле рейсы – это Гавана, Бангкок, в России – Владивосток и другие длинные рейсы.

О перспективах появления закона: У нас нет права законодательной инициативы. А те, у кого она есть, не реагируют. Минтранс нас поддерживает, но пока ничего не вносит. Я знаю, что многие нас поддерживают в Думе.

О возможной приватизации: Сегодня «Аэрофлот», по мнению аналитиков, недооценен на 30% по разным причинам. Какой смысл государству продавать авиакомпанию, которая недооценена? В таком случае потенциальную выгоду мы кому-то отдаем. Какое улучшение качества в настоящий момент может дать стратегический инвестор? Мы и так сегодня первые в Европе. Что нам может принести инвестор? Ничего.

О перспективах лоукостера: В России нет условий для работы лоукостера. Мы это увидели и на примере «Авиановы» и SkyExpress. Более того, те лоукостеры, которые начали приходить в Россию, в частности Easyjet, летают по другим правилам. Российские перевозчики оказываются в неконкурентной среде. Поэтому мы просим гармонизировать законодательство.

О ценах на дешевых авиалиниях: Это иллюзия лоукостера, которая распространяется маркетинговыми ходами, – что лоукостер, €5 – и ты куда-то полетел. Средняя цена, мы посчитали, будет на 30%, максимум на 40% ниже цены билета экономкласса в «Аэрофлоте». Это существенно, но это не €20 и не €5. Если вы сейчас зайдете на сайт любого лоукостера – Ryanair, Easyjet, – там вы увидите билеты даже до €800! Экономику никто не отменял.