Фото: ИТАР-ТАСС / Александр Климчук

Все фанфары по поводу «Соглашения об ассоциации между Грузией и ЕС» уже отзвучали, петарды фейерверков сгорели, ария Кармен на торжественном концерте по случаю «исполнения тысячелетней мечты грузинского народа» на «площади Европы» спета, наконец, парламент на специальной сессии единогласно ратифицировал евроассоциацию, пришло время заняться рутиной, то есть рассмотреть сущностную часть соглашения, красиво упакованную во фразы об общих ценностях и решимости развивать демократические институты.

Основная и существенная часть евроассоциации – «Договор о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли (DCFTA)», которая на поверку оказывается не столь свободной, вовсе не всеобъемлющей и, по сути, не такой уж глубокой, чтобы в краткосрочной перспективе повлиять на экономическую, а значит, и социальную обстановку в стране.

Простой пример: договор «глубок и всеобъемлющ», но он накладывает серьезное ограничение на экспорт в Европу 28 наименований товаров, произведенных в Грузии. Финансовое ограничение не называется «пошлиной». И это понятно, ведь «философия» DCFTA – беспошлинная торговля. Но по целой номенклатуре грузинских товаров вводится т.н. «плата за право доступа на рынок». На какие именно товары? Перечислим, поскольку это очень интересно и показательно: виноград, яблоки, груши, мандарины, вообще все виды цитрусовых, все виды овощей, все виды фруктов. Причем в том числе в переработанном, то есть консервированном виде.

Таким образом, то немногое, что Грузия действительно может (хотя бы теоретически – после придания «европейского товарного вида») продать в странах ЕС, облагается хитрым налогом, лишь формально не названным «пошлиной». При этом договор не вводит никаких финансовых ограничений для экспорта из Грузии в ЕС таких продуктов и товаров, как бананы и ананасы, которые здесь не растут, а также мобильные телефоны, компьютеры, гоночные автомобили и ядерные реакторы, которые в наших краях растут еще реже.

Может быть, «плата за доступ на рынок» символическая? Трудно сказать, поскольку ее размер пока не определен, это предмет дальнейших переговоров. Но думается, символической она быть не может по определению. Иначе зачем европейским чиновникам вообще упоминать о ней в «историческом соглашении», давая тем самым повод для злопыхательства таким провокаторам, как я, пытающимся «искать пятна на солнце евроинтеграции»?

Антидемпинг? Допустим. Но, во-первых, зачем же тогда столько болтать о «свободной торговле»? В Грузии по определению нет экономических субъектов, способных проводить на европейском рынке целенаправленную политику по «сбросу цен», чтобы затем нажиться на их повышении.

Во-вторых (и в-главных), транспортные расходы по экспорту сельхозпродукции на европейские рынки удорожат их настолько, что цены наверняка были бы сопоставимы с продукцией европейских производителей или прикормленных привычных импортеров из других стран.

Добавим к списку такие практические проблемы, как «непривычность товара» для потребителей. Именно поэтому о вине и «Боржоми» в части «платы за доступ на рынок» ни слова. А зачем? О них в Европе и без того никто не слышал; абсолютную невозможность выхода в сети розничной торговли (гипермаркеты и прочее), где все потоки контролируются на уровне атомной безопасности, и так далее.

В итоге получается, что «плата за доступ на рынок» – это сверхперестраховка евробюрократии на тот случай, если даже, несмотря на проблемы маркетинга и промоушена, какой-нибудь злобный мандарин из Аджарии все-таки прорвется в Берлин.

Легион доморощенных экспертов (не говоря уже о политиках) рассуждать о таких «мелочах» не хочет. В эти дни их любимый и давно апробированный аргумент звучит так: евроассоциация дает нам шанс развиваться, выйти из постсоветского болота, порвать с отсталой и загнивающей империей, модернизировать экономику и двигаться в светлое будущее вместе с прогрессивным человечеством. А если не сможем, то... Тут появляется общее место типа: значит, не судьба нам грузинам, значит, негодные мы, неспособные использовать огромные потенциальные возможности и шанс, предоставленный Европой. Европа ведь не будет нас даром кормить, зато дает простор для креативности и развития. Главное, чтобы мы не сплоховали – таков общий ответ на неприятный вопрос аджарских крестьян, когда же наконец они смогут продать мандарины в Европе.

Честный ответ: никогда! Просто потому, что по совершенно объективным географическим (Алжир и Марокко ближе) и по не менее объективным климатическим (мандарины, выращенные там, больше, лучше и вкуснее) причинам грузинская продукция не выдержит конкуренции даже без всяких надбавок в виде «платы доступа на рынок».

На этот аргумент есть ответная мантра либертарианцев: аджарскому крестьянину надо подходить к вопросу креативно – не мечтать о российском рынке, который раз и навсегда закрыт «по имперским причинам», а модернизироваться самому. То есть купить компьютер, учится, работать над собой и лет через двадцать предложить на европейском рынке микропроцессоры вместо мандаринов. Вот и все.

Правда, «либертарианская мантра» не отвечает на другой вопрос: как быть, если ЕС введет плату за право доступа на рынок на микропроцессоры тотчас, как только грузинские крестьяне из высокогорного Хулойского района Аджарии научатся их производить?

Дешевизна рабсилы как приманка для привлечения инвестиций и последующей продажи продукции в ЕС? Но ведь Турция уже давно работает в режиме «свободной торговли» с Европейским союзом, рабочая сила в ее сельских районах, особенно на востоке страны, ненамного дороже, чем в соседней Грузии. На самом деле там уже открыто все, что только могло как-то перебить на рынках ЕС цену водопада продукции, выпущенной в Китае, где люди готовы работать по 18 часов за 2 доллара в день.

Чтобы все вышесказанное не казалось простой публицистикой, обратимся к цифрам, а они, как известно, не менее упрямы, чем факты.

По показателю «легкости ведения бизнеса» Грузия по-прежнему лидирует, занимая почетное восьмое место в мире. Этого у Мишико не отнять. Но что же из того реально, кроме гордости, что мы впереди почти планеты всей, в том числе Великобритании, Германии и Исландии?

Согласно данным МВФ, по ВВП на душу населения ($7165) Грузия в июле текущего года занимает 115-е место в мире, уступая по этому показателю почти всем странам региона. То есть не только нефтеносному Азербайджану ($17 139), но и зажатой в геополитические тиски Армении ($7774) и майданной Украине ($8788). 

Но, в конце концов, GDP per capita не является существенным показателем для оценки экономики: достаточно сказать, что лидерами в этом списке в текущем году стали китайское Макао ($142 564) и Катар ($131 758). Важнее – структура экономики, темп роста ВВП, макроэкономические финансовые показатели и торговое сальдо.

Рост грузинского ВВП после рекордного 2007 года (12,3%) опустился в 2008 году до 3,8% в результате «пятидневной войны» и всемирного экономического кризиса. Затем, в 2012 году, подрос до 6,2%, но в прошлом упал до 3,2% из-за смены власти, политической нестабильности и антирыночных решений нового правительства. Например, запрета на продажу земли иностранцам. Всю статистику можно посмотреть здесь.

Дефицит бюджета в 2014 году – 3,9%. Общий объем ВВП – $15,416 млрд. Уровень инвестиций упал с $2,014 млрд (2007) до $ 914,4 млн (2013). Инфляция в текущем году – 2,4% (хорошая). Внешняя торговля в январе – мае, импорт $3,322 млрд, экспорт – $1,175 млрд – плохие: Отрицательное сальдо – $ 2,147 млрд.

В минувшем году 52% экспорта пришлось на РФ, а также страны СНГ и лишь 22% на ЕС. Только за один 2013 год благодаря открытию российского рынка для вина, минеральных вод, а также лишь частично для сельхозпродукции экспорт в РФ вырос на 315% – с $45,816 млн в 2012 году до $190,243 млн в 2013-м. В общем объеме экспорта – мизер, но показательна тенденция.

Разумеется, в долгосрочной перспективе и с условием всесторонней модернизации выход на европейский рынок мог бы принести пользу, но реальная модернизация и изменение структуры экономики – это ведь целая эпоха. Неслучайно серьезные и неангажированные грузинские экономисты предупреждают: первые слабые ростки от соглашения с ЕС Грузия теоретически может почувствовать лишь через 8–10 лет.

Никто не сможет отменить непреложный закон, что главное в экономике – рынки сбыта, а также «совместимость продукции», определяющая спрос. В случае с Грузией эти факторы устанавливались в течение нескольких сотен лет. Изменить их гербовой бумагой, подписанной в Брюсселе, абсолютно невозможно.

Так что Грузия в любом случае и при любом раскладе лишь в самом начале очень долгого и трудного пути: поколение, которое сейчас заставили встать на этот путь, может успеть пройти его лишь до половины, в лучшем случае обеспечив результат для детей или внуков, но с условием долгого периода политической стабильности, а также многолетних лишений и трудностей для ныне живущих грузин.