Ориентировочная стоимость строительства магистрального газопровода «Сила Сибири» составит 770 млрд рублей, объявил «Газпром» накануне торжественной церемонии сварки первого стыка нового мегапроекта, который обеспечит экспортные поставки в Китай в объеме 38 млрд кубометров в год. Общая протяженность нового газопровода – 3968 км. Таким образом, 1 км заявленной части мегапроекта обойдется в 194 млн рублей (4,3 млн евро, или 5,3 млн долларов).

Любопытно, что затраты на строительство газопровода в Восточной Сибири оказались значительно ниже, чем на менее мощном (31 млрд кубометров в год) мегапроекте «Южный коридор», проходящем через степи юга европейской части России (295 млн рублей, или 7,4 млн евро, или 9,5 млн долларов на 1 км). Километр газопровода Сахалин – Хабаровск – Владивосток диаметром 1220 мм (против 1420 мм «Южного коридора» и «Силы Сибири») стоит 254 млн рублей, или 6,0 млн евро, или 8,1 млн долларов, что тоже заметно выше показателей нового мегапроекта. Желание российского руководства снизить стоимость газовой магистрали понятно – от этого зависит, прибыль или убытки будет приносить экспорт газа в Китай. Тем более что федеральный бюджет сейчас не в состоянии выплачивать субсидии, подобные тем, что «Газпром» получает на покрытие убытков от поставок газа в Приморский край. 

И все же я думаю, что «мастерство не пропьешь». После десяти лет постоянного роста трубопроводостроительных затрат резкое их сокращение теми же самыми подрядчиками едва ли возможно. При этом трасса «Силы Сибири» действительно гораздо сложнее, чем у «Южного коридора», и доставка труб и всех других строительных материалов и оборудования обойдется многократно дороже, чем в Волгоградской или Ростовской областях. А если «Газпрому» удастся снизить затраты, то придется судить тех же подрядчиков за перерасход средств на проектах, реализованных за последние десять лет.