Президент России Владимир Путин и президент Абхазии Рауль Хаджимба. Фото: ТАСС / Михаил Климентьев

В Абхазии бушуют страсти по поводу нового договора «между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о союзничестве и интеграции». В Сухуми пишут, что договор не только опубликован, но внесен для рассмотрения в законодательный орган.

Интересно, не правда ли? Документ (по сути черновик, то есть рабочий вариант договора), разработанный в Москве и присланный из аппарата господина Суркова по дипломатическим каналам для рассмотрения в правительстве Абхазии и последующего согласования по тем же каналам, еще не только не подписан, но даже не завизирован профильными ведомствами, а уже опубликован в официальном СМИ Абхазии, вынесен на всенародное обсуждение и рассматривается в парламенте.

Вообще-то в дипломатии принято черновик договора, отражающий мнение лишь одной из договаривающихся сторон, не публиковать в прессе и не выносить на общественное обсуждение, а дорабатывать в тиши кабинетов. Затем, если удастся «доработать» до взаимоприемлемого варианта, подписать на уровне президентов или премьеров и внести для ратификации в законодательный орган либо не подписывать вообще.

Но российско-абхазские отношения, в силу несоразмерности «высоких договаривающихся сторон», а также естественной нервозности по этому поводу абхазских элит, настолько специфичны, что «дипломатическая креативность» правящего класса Абхазии кажется вполне естественной: местным элитам просто очень не нравится «черновик», полученный из Москвы. Не нравится настолько, что они готовы пойти на риск открытого отказа, прямого клинча со стратегическим союзником.

Но для этого необходима общественная поддержка. То есть не столько «всенародное обсуждение», сколько «всенародный отказ», когда новому президенту Раулю Хаджимбе и членам его команды останется лишь пожать плечами, сославшись на мнение «его величества народа». Тем более что некоторые ветеранские организации, закаленные в войне против Грузии, уже грозят созвать «всенародный сход» (аналогичный тому, в результате которого был свергнут президент Анкваб и пришел к власти Рауль Хаджимба), если договор в нынешнем виде все-таки будет подписан.

Тут возникает второй вопрос: зачем абхазским властям «ломать стулья», устраивать скандал, публиковать непубликуемое, прежде чем испробовать все дипломатические приемы для убеждения союзника в неприемлемости положений договора? Ведь сами же говорят о необходимости «доработки», «улучшения», «внесения изменений» и так далее. Так садились бы с карандашом в руках и вносили изменения вместе с российскими коллегами.

Но дело как раз в том, что в Сухуми почему-то не верят в возможность «улучшения» договора в ходе тихих дипломатических посиделок – без вселенского скандала и громких вопросов типа: «Вам это нужно на фоне Украины? Учтите, враги бдят: в Тбилиси «договор» тоже главная тема».

Опасные связи

Чем же так плох новый российско-абхазский договор? В целом он лишь оформляет реальное положение вещей: создается «объединенная группировка войск» миллионной российской армии с двухтысячной абхазской под командованием генерала, назначаемого из Москвы; абхазская молодежь отныне призывается либо в эту самую «объединенную группировку», либо в российские ВС; то же самое по пограничным войскам: по сути, российско-абхазская граница упраздняется, а российские пограничники «передислоцируются» на реку Ингури, то есть абхазско-грузинскую границу; на территории Абхазии в полной мере осуществляется таможенный контроль РФ с российскими печатями, штампами и сопроводительными документами, как и на любых других территориях России; МВД Абхазии подчиняется «совместному координирующему органу»; Сухуми обязуется в течение нескольких лет привести свое законодательство в экономической, социальной и гуманитарной сфере в соответствие с законами, принятыми Государственной думой, и так далее, вплоть до «совместной разработки» образовательных программ и школьных учебников.

В ответ (но только в ответ!) Россия повышает пенсии абхазским пенсионерам, распространяя на своих граждан, живущих в Абхазии, социальные гарантии, в том числе медицинскую страховку, которой пользуются другие российские граждане (обратим внимание: до сих пор этого нет, хотя, казалось бы, все граждане равны), и поощряет российские инвестиции в абхазскую экономику.

В проекте договора нет упоминания о свободной купле-продаже недвижимости (квартир и домов) россиянами в Абхазии, чего так боялись в Сухуми, чтобы вновь не превратиться в этническое меньшинство двадцать лет спустя после того, как сумели исправить эту «историческую несправедливость» путем изгнания из Абхазии грузинского этнического большинства. Но если вчитаться в текст, дело обстоит еще хуже: договор предусматривает упрощенное получение абхазского гражданства всеми желающими россиянами. То есть не просто свободную покупку ими квартир и домов наравне с другими абхазскими гражданами, но и обретение права голоса в ходе абхазских выборов.

Согласиться с таким договором абхазские власти, конечно, не могут. Именно поэтому идут на скандал, готовясь к затяжному противостоянию с Москвой. В том числе, возможно, к новой блокаде, закрытию рынка, обнаружению Роспотребнадзором в абхазских мандаринах чего-то отдаленно похожего на вирус Эбола и так далее.

Вариант с игрой на грузинском направлении и некими компромиссами с Тбилиси абсолютно исключен, как бы на это ни рассчитывали, судя по последним заявлениям, грузинские власти: любые грузино-абхазские переговоры и поиск компромиссов обязательно упрутся в неразрешимую проблему беженцев, и в Сухуми не могут этого не понимать. Но подпись под таким «договором» с Москвой, превращающим Абхазию в «продолжение Большого Сочи», означает гражданскую войну в самой Абхазии. Ни один абхазский лидер на это не пойдет ни при каких обстоятельствах.

Лишние статьи

Думается, в Сухуми все-таки переоценивают решимость Москвы отстаивать именно этот вариант договора и не в полной мере осознают, зачем вообще России понадобился новый договор с Абхазией вместо сохранения вполне комфортного статус-кво.

На самом деле причина в развитии «евроинтеграционных процессов» на постсоветском пространстве и приближении ЕС к границам «исторической России», уже приведших к войне на Украине. Грузия тоже подписала и уже ратифицировала евроассоциацию, зафиксировав свой геополитический выбор. В этих условиях Москва требует от партнеров «символа геополитической лояльности»: от одних – вступления в Евразийский союз, даже если это бессмысленно из-за отсутствия сухопутной границы (как в случае с Арменией), а от Абхазии – в виде нового договора, с подтверждением верности идеалам вечной дружбы, единства и геополитического выбора в пользу России.

Для любой державы (не хочу употреблять термин «империя», поскольку еще с советских времен он носит негативную коннотацию) публичные символы очень важны: именно поэтому, например, турецкий султан и иранский шах требовали от грузинских царей принять ислам и выслать лишнюю плоть в качестве доказательства лояльности, хотя знали, что, несмотря на болезненную операцию, эти цари по-прежнему молились на Евангелие и тайно носили крест на сердце под восточной одеждой.

Таким же «символом верности» является и договор, подготовленный господином Сурковым. Он, разумеется, отражает российское видение того, какой в Москве хотели бы видеть Абхазию: по сути, обычным регионом РФ. Но если Сухуми так уж приспичило сохранять формальную независимость и ничего не менять в уже существующем «устаревшем договоре» (подписанном после пятидневной войны), то Москва не пойдет на клинч: новый договор будет «доработан», до конца года из него удалят все, что так не нравится абхазам, останется одна преамбула о «вечной дружбе», Абхазия по-прежнему будет прозябать без российских инвестиций и перспектив развития, но документ обязательно подпишут как символ абхазской верности державе.