Каждую минуту в Facebook появляется больше полумиллиона комментариев и 300 тысяч статусов, Twitter ежедневно пополняется полумиллиардом новых твитов, Instagram — 70 млн новых фото. Несколько лет назад, когда эта могучая волна только поднималась, казалось, что она сметет длинные тексты и большие фотопроекты. Однако сегодня ясно: люди по-прежнему хотят разнообразия, красоты и неторопливых историй. И есть как минимум три российских стартапа, которые заранее поняли это.

В августе 2012 года сооснователи Twitter Биз Стоун и Эван Уильямс запустили Medium — платформу для публикации текстового и визуального контента, на которой может высказаться любой желающий. А январе 2014 года Medium привлек $25 млн от 16 инвесторов, среди которых известнейшие фонды Google Ventures и Greylock Partners.

Другой сервис, Storehouse, зимой 2014 года представили дизайнеры с опытом работы в Apple и Facebook Марк Ковано и Тимоти Данелли. Сумма вложений в Storehouse скромнее — $8,5 млн; сегодня у сервиса более 1 млн пользователей из 215 стран.

Российские предприниматели задумались о сторителлинге, возможно, даже раньше гуру из Кремниевой долины. Одновременно с Medium и Storehouse в России появились Stampsy, Readymag, а чуть позже Tilda — другие, но с той же благородной целью: дать непрофессионалам возможность легко рассказывать длинные красивые истории. Их амбиции простираются далеко за пределы России, в сторону глобального рынка, поэтому две из трех компаний — Stampsy и Readymag — уже перебираются в США.

Стэмп как средство против штампов

Все началось с чаепития в 2010 году, когда Роман Мазуренко, директор по спецпроектам Института медиа и архитектуры «Стрелка», рассказал Сергею Громову, дизайнеру издательского дома «Афиша», о своей давней идее. Роман уже год к тому времени издавал цифровой журнал LAM Magazine при Look At Me.

«Несмотря на короткую жизнь, это был самый яркий веб-эксперимент 2000-х, — вспоминает он. — Тексты там были чудовищные, зато новаторский способ подачи визуального контента заставлял тогда весь город обсуждать выход каждого номера».

Журнал закрылся, но идея создать инструмент для творческих людей, которые хотят делиться своими историями, крепко засела в голове Мазуренко.

«Мы с Сергеем сошлись на том, что будущее за платформой, которая позволит создавать выразительные высказывания несколькими нажатиями кнопок», — вспоминает Мазуренко. Громову так понравилась эта идея, что он ушел с хорошей должности в «Афише» в стартап, в котором не было ни гарантий, ни копейки инвестиций.

Тогда у простого пользователя было не так много возможностей: несколько абзацев текста в соцсетях можно было украсить фотографией или видеороликом. В блогах можно было написать больше, но выглядело это, мягко говоря, аскетично.

Мазуренко и Громов придумали «стэмп» — единицу высказывания, как привычные твит или пост, но при этом неограниченного размера и с удобными и почти бесконечными возможностями оформления. И когда они уже работали над прототипом Stampsy в Москве, в Америке запустился Medium. То, что люди из Twitter тоже верят в макроблогинг, еще раз убедило предпринимателей: тренд пойман.

Новый, 2012 год Роман и Сергей встретили в Сан-Франциско, где целыми днями общались со своими потенциальными клиентами — фотографами, художниками и блогерами. Там они окончательно сформулировали концепцию, под которую в марте получили $25 тысяч от фонда Юрия Мильнера и Павла Дурова Start Fellows. Вскоре появился прототип, с которым Мазуренко привлек $750 тысяч от частных инвесторов. Полноценное IPad-приложение появилось в июне 2013 года.

И хотя оно попало в топ iTunes и его сразу скачали 30 тысяч человек, дальше дело не пошло: приложение оказалось слишком мудреным. К тому же iPad хорош для потребления контента, но довольно бесполезен для его создания.

«Выяснилось, что на графики роста продаж iPad в мире мы ориентировались зря, — говорит Мазуренко. — Планшет используют для игр, видео и чтения. Фотографы, дизайнеры и обычные люди хранят визуальный контент на жестких дисках и предпочитают работать с ним за компьютером».

Так Мазуренко и Громов оказались перед тяжелым выбором: работать на узкую аудиторию профессионалов и зарабатывать на дополнительных элементах редактора или вовсе убить результаты года работы и начать делать новый массовый сервис. В июле 2013 года они, скрепя сердце, удалили приложение из AppStore, а каждому из 30 тысяч пользователей прислали личное письмо, в котором просили переселиться в веб.

Визуальные инсталляции

К перестройке Stampsy присоединился Сергей Пойдо, главный редактор The Village.ru и бывший медиадиректор «Стрелки». Работа заняла около года, еще год Stampsy тестировали и допиливали в закрытой версии, которую представили широкой публике в марте 2015 года.