Фото: REUTERS / Khaled Abdullah
Активные боевые действия в Йемене продолжаются уже почти полгода, но специалисты до сих пор не могут прийти к общему мнению относительно того, кто, за что и против кого воюет. Мнений и точек зрения на сей счет предлагается огромное множество, причем больше всего путаницы вносят даже не внешние наблюдатели, а сами йеменцы. Это, в общем, немудрено: в последнее время они вынуждены жить в условиях нескольких параллельно идущих войн, безвластия, международной блокады, внешней интервенции, расцвета терроризма и сепаратизма.
Сложность заключается даже не в том, чтобы идентифицировать противоборствующие стороны – их список более или менее стабилен и ясен. Дело скорее в «подвижной» идентичности воюющих. Вчерашние злейшие враги запросто заключают ситуативные союзы, а каждый отдельный человек в зависимости от обстоятельств и текущих событий может быть йеменцем, мусульманином, южанином, суннитом, членом какой-либо группировки, гордым представителем своего племени (союза племен) или арабской нации в целом. Из-за этого обстоятельства в оценках йеменского конфликта часто возникает большая путаница.
Кто и за что воюет?
В самых общих чертах дело обстоит так.
– Шииты-зейдиты (они же – хуситы) – главная на сегодня сила в Йемене. Консолидировав власть на севере страны, они захватили ее столицу – Сану, прошли победным маршем на юг, установив свой контроль над самыми ее густонаселенными районами, включая суннитские с центром в Адене – крупным портом и вторым городом страны. Зейдиты хотят восстановить в Йемене тысячелетнюю традицию правления «своего человека» – имама из семьи пророка Мухаммеда. Эта традиция была прервана в 1961 году, отчего, по их мнению, в Йемене все пошло наперекосяк.
– Стремительному блицкригу хуситов помогли некоторые подразделения правительственной армии и национальной гвардии, фактически купленные бывшим президентом страны Али Абдаллой Салехом. Этот человек едва ли верит в древних имамов. Скорее он просто использует шиитов для восстановления своего влияния в стране.
– Противниками шиитов и отрядов Салеха являются остатки правительственной армии, сохранившие верность международно признанному президенту Абд-Раббу Мансуру Хади. Его цель очевидна: вернуться в Сану и управлять страной в прежнем, довоенном, режиме.
– На стороне «легитимного президента» выступают также отряды сепаратистов-южан, мечтающих о восстановлении независимости Южного Йемена, существовавшего до 1990 года. Они будут воевать против любого выходца с севера, желающего объединить страну.
– На пустынном востоке страны правит «Аль-Каида на Аравийском полуострове» – самая опасная, по оценке США, ветвь террористической франшизы. Террористы воюют как против хуситов, так и против правительства. С этими ребятами все понятно. Их цель – всемирный Халифат.
– Помимо этого, на просторах Йемена действуют десятки прекрасно вооруженных племен различной политической и религиозной направленности, воюющих как между собой, так и против «основных игроков». Тут мотивация простая: деньги и ресурсы. И того и другого в Йемене отчаянно не хватает, поэтому иногда причиной кровопролитных войн между племенами может быть какое-нибудь пастбище или источник воды.
Фото: REUTERS / Stringer
Еще раз надо подчеркнуть, что союзы и конфликты между игроками непостоянны. Например, Салех, будучи президентом, активно изводил хуситов. Тем не менее в начале 2015 года они стали союзниками, а по последним данным, опять рассорились. Представители партии «Ислах», которой руководит бывший президент, в середине мая приняли участие в конференции «Национального примирения» в Саудовской Аравии. Хуситы эту конференцию демонстративно проигнорировали, заявив, что ее решения для них никакой силы иметь не будут.
То же касается и сепаратистов-южан, которые партизанили и против войск Салеха, и против войск Хади, а при случае и с «Аль-Каидой» могли сцепиться. Сейчас же они фактически выступают на стороне правительства.
Что еще интереснее, на знаменах хуситов начертаны слова: «Смерть Америке! Смерть Израилю! Будь прокляты все евреи!» Трудно найти члена «Аль-Каиды», который не согласился бы с такими предложениями. Однако религиозные противоречия между йеменскими шиитами и суннитами настолько велики, что при любой возможности хуситы и боевики «Аль-Каиды» с энтузиазмом истребляют друг друга.
Но и это еще не все. В последние два месяца ситуация в Йемене стала совсем уж запутанной – в конфликт вмешалась Саудовская Аравия со своими союзниками.
Внешнее влияние
Строго говоря, иностранное военное вмешательство для Йемена не новость. Как минимум с 2002 года США применяли в Йемене ударные беспилотники для ликвидации главарей «Аль-Каиды». Со временем дело было поставлено на широкую ногу: к северу от Адена появилась постоянно действующая база американских беспилотников.
Сотрудничество между Йеменом и США в деле ликвидации главарей террористов шло настолько успешно, что в 2014 году Барак Обама назвал его «историей успеха, способной стать примером для других стран». Вышло, правда, несколько иначе: незадолго до наступления хуситов на Аден база была эвакуирована, теперь американские дроны базируются на другом берегу Красного моря, в Джибути.
Беспилотники, жужжащие над пустынями восточного Йемена, большого беспокойства населению страны не доставляли. Саудовская военная операция против хуситов – совсем другое дело.