Россия. Тверская область. Лидер групп "Ленинград" и "Рубль" Сергей Шнуров и певица Алиса Вокс-Бурмистрова во время выступления на рок-фестивале "Нашествие" в Большом Завидово.

Россия. Тверская область. Лидер групп "Ленинград" и "Рубль" Сергей Шнуров и певица Алиса Вокс-Бурмистрова во время выступления на рок-фестивале "Нашествие" в Большом Завидово.

ИТАР-ТАСС / Евгений Стукалин

С 3 по 5 июля на территории музыкального рок-фестиваля «Нашествие» будет представлено более десятка боевых машин: зенитные комплексы «Тунгуска-М1» и «Панцирь-С» (впервые), МОБД, БМД-4М, БТР-МДМ и БТР-82А, БМП-3, танк Т-90, машины «Тигр» и «Дозор» (впервые), самоходная гаубица «Мста-С», 122-мм гаубица (2А18) Д-30 (впервые), самоходная пушка 2С25 «Спрут-СД», 2С9 «Нона». Там же можно будет «пообщаться с членами экипажей, которые ответят на вопросы о боевых машинах и помогут детям и даже их мамам забраться внутрь». Мастер-классы по выживанию в условиях дикой природы проведут инструкторы ВДВ. На фестивале можно будет записаться на службу по контракту. Интернет-издание «Защищать Россию» обустроит «надувные полосы препятствий». Будет развернут полевой кинотеатр, где покажут военные фильмы – «старые добрые» и новые – с 1:00 до 6:00 утра. К программе акции «Вместе мы – сила!» присоединяется исторический фестиваль «Поле боя»: будет танк Т-34, БМ-13 «Катюша», 45-мм противотанковая пушка, настоящий опорный пункт с блиндажами и окопами. Маленькие бойцы (дети до 12 лет) смогут примерить военную форму Красной Армии и сделать фото на память (с 10:00 до 20:00). 3 июля на Главной сцене выступят суворовцы. Этой же ночью – 449-й отдельный салютный дивизион выпустит 1000 артиллерийских зарядов. 4 июля запланировано выступление пилотажной группы «Соколы России» (четыре самолета Су-27, два самолета МиГ-29). 5 июля – показательное десантирование с вертолета Ми-8 и парашютная акробатика. Суббота и воскресенье начнутся с утренней программы физической подготовки вблизи Малой сцены.

Корректнее было бы сказать, что в рамках военно-спортивного мероприятия выступят «также и рок-музыканты»

Я специально так подробно перечисляю. Когда у нас говорят, что на «Нашествии» теперь «большая военная компонента», это не совсем корректно. Корректнее было бы сказать, что в рамках военно-спортивного мероприятия выступят «также и рок-музыканты». Собственно о музыкальной составляющей в этом году даже не пишут – пишут именно о военной технике.

Представитель оргкомитета фестиваля Юрий Донцов на отказ Макаревича «петь песни на фоне танков» отвечает со всей серьезностью – «расстояние от главной сцены фестиваля до выставки военной техники составляет полтора километра». То есть они действительно не понимают. Речь о фестивале, которому в этом году 15 лет, – есть с чем сравнивать. Надо говорить прямо: в Завидово в этом году пройдет новый, военно-патриотический фестиваль: возможно, он сможет соперничать даже с танковым музеем в Кубинке и, возможно, соберет много гостей, но это будет уже что-то другое.

Дело не в расстоянии, а в содержании. Военная жизнь и гражданская – разные вещи. Это не просто форма и техника, это другое мироощущение, другая психология и другое, будем говорить прямо, отношение к ценности человеческой жизни.

«Вот такой у нас Вудсток», – как написал с горькой иронией Олег Кашин; это не просто какие-то «компоненты», а нарушение самой сути, самой природы рок-н-ролла. Рок появился именно как альтернатива культу насилия, милитаризации, атомному безумию. Между прочим, появился в США и Англии, которые были тогда идеологическими противниками СССР. Антивоенная тема – одна из важнейших в роке, но это не означает, что рок был на чьей-то стороне – он выступал против войны в принципе. Это понимание возникло не на пустом месте – после появления ядерного оружия. Понимание, что мир может быть разрушен в мгновение – из-за амбиций политиков и военных. И единственная сила, которая может это остановить, – обычные люди, которые хотят жить, а не умирать. И эта сила изменила мир и ход истории, в том числе остановила войну во Вьетнаме.

У нас отказ Макаревича участвовать в «Нашествии» подают как казус, личный выбор, гражданский поступок. Это действительно нечасто бывает, может быть, даже впервые – когда российский музыкант публично отказывается выступать по соображениям идейного характера. Для нас это экзотика – все привыкли, что убеждения убеждениями, музыка музыкой, а деньги деньгами, «и нельзя это смешивать». Макаревич «смешал». Но на самом деле это совершенно нормальная реакция.

У нас многие вещи подменяются незаметно на что-то противоположное, и с культурными мероприятиями это тоже часто случается: например, камерная акция «Ночь в музее» превратилась в 2014 году в общенародное массовое гуляние с пивом, салютом и балетом. Концептуальный фестиваль современного искусства «Белые ночи» в Перми – в праздник семьи и спорта. Так что случай с «Нашествием» – не единичный.

Странно не то, что сделал Макаревич, а то, что этого – подмены понятия «рок-фестиваль» – не чувствуют другие рокеры. Однако тут есть еще одна проблема.