Владимир Савенок.

Владимир Савенок.

Фото: Сергей Карпов

Падение доходов лишает россиян стимула управлять личными финансами. Восемь из десяти граждан не утруждают себя даже подсчетами расходов и поступлений в семейный бюджет, показали опубликованные вчера данные опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований. Это похоже на оценки Владимира Савенка, основателя и гендиректора группы «Личный капитал»: лишь у 10% россиян сегодня есть потребность в финансовом управлении («остальные либо живут в долг, либо не думают о таких вещах вообще»). Своими клиентами Савенок называет обладателей ежемесячного дохода на семью от 200 тысяч рублей. Финансовые возможности среднего класса в стране тают на глазах, полагает эксперт, но при желании он, по крайней мере, может сохранить свои сбережения.

– Когда вы последний раз советовали клиентам покупать российские активы – от рублей до акций?

– Не так давно. Если говорить о российских акциях и облигациях, последний раз я рекомендовал клиентам в них инвестировать осенью 2013 года. Считал, что российский рынок недооценен. Облигации были дешевыми, и если поймать момент, то можно было получить хорошую доходность. Но потом обострились отношения с Западом, ввели санкции, и все эти рекомендации я, конечно, отозвал. Да еще сам продал фонд российских акций, правда чуть позднее, чем следовало, – на 12% ушел в минус. Ведь что такое стоимость российских бумаг? В его основе не российский, а иностранный капитал, а он начал стремительно уходить из страны. Инвесторы – народ пугливый, глядя, как складываются отношения России с миром, они решили вытащить деньги из российских активов.

– И вы вслед за ними.

– Санкции давят на экономику. Не будем тут излишне доверять оптимизму правительства. Ясно, что без импорта, без иностранного финансирования развитие экономики будет серьезно тормозиться. На одних рублях это делать сложно, тем более когда нефть падает.

– Некоторые люди, прежде принимающие здравые финансовые решения, в нынешней ситуации впадают в фатализм и панику. Вас же наверняка спрашивают о том, как быть с личными деньгами на Западе, если туда вдруг не удастся выехать?

– Да, постоянно идут такие разговоры. Люди напуганы. Вы знаете, дальше положишь, ближе возьмешь. Хорошая поговорка. Даже если будет полный мрак, если закроют границы, что, прямо скажем, очень сомнительно, то и деньги окажутся в зоне риска, а вот за границей с ними вряд ли что-то случится. Западные санкции действуют в отношении политиков, а не обычных граждан и их средств – такого не было ни с иранцами, ни с кем-то другим, иначе бы это подорвало доверие к системе.