
Протестующие лежат на улице Гонконга.
REUTERS / Carlos Barria
Анонимный мессенджер FireChat прославился во время прошлогодних протестов в Гонконге. И теперь известен во многих странах мира участникам антиправительственных выступлений, сохраняющим контакт друг с другом, даже когда мобильную связь и интернет отключают по настоянию властей.
Общение не требует интернет-соединения, и в этом главная особенность продукта, созданного калифорнийским стартапом Open Garden. Пользователи мобильного приложения сами создают автономную локальную сеть – связь происходит через топологию mesh-сетей, где каждый смартфон выступает в роли роутера с ограниченным радиусом действия. При концентрации пользователей в одном месте – на митингах, на конференциях или фестивалях вроде Burning Man, проводимого в пустыне Невады, – сообщения передаются от устройства к устройству мгновенно. Или пока не достигнут адресата, если сеть растянута. Даже в большом городе, в котором отключили связь, дело занимает считаные минуты. Для этого нужно, чтобы хотя бы пять процентов населения имели FireChat на своих девайсах, рассказывает сооснователь и технический директор Open Garden Станислав Шалунов, выпускник мехмата МГУ, в 1990-е эмигрировавший в США.
До сих пор эта живая сеть обеспечивала доступ к коллективному чату. Вчера компания добавила опцию индивидуального общения (личные сообщения зашифрованы, только отправитель и получатель могут их прочесть). Окрыленные успехом своего продукта, разработчики вынашивают грандиозные планы переустройства интернета. Open Garden привлекла $13 млн от инвесторов Долины, включая известный фонд August Capital. Сумма впечатляет меньше, чем перспективы технологии, но в компании не жалуются. «Нормально пока, – сухо замечает Шалунов. – Ведь, по сути, мы еще только в начале пути».
Станислав Шалунов
Фото со страницы Станислава Шалунова в facebook.com
– FireСhat позволил людям обмениваться информацией без доступа к интернету, теперь вот еще и личными сообщениями. Но остается вопрос потенциала технологии. Чего вы стратегически хотите добиться, куда движетесь?
– Сегодня господствует убеждение, что подсоединение к интернету происходит с проводом – телефонным ли, кабельным, не суть важно. У провода есть несколько свойств – его долго прокладывать, он дорогой, а еще он может быть поврежден, и его придется ремонтировать. Из этого следует предположение: одному человеку или одному бизнесу нужен один провод, поскольку он дорогой. Прокладывают его профессионалы, поэтому приходится подписывать контракт как минимум на несколько месяцев или лет, ведь провод долго тянуть – никто не станет это делать ради пары месяцев пользования. Интересно, что все эти свойства провода не имеют отношения к стремительно развивающейся беспроводной связи, но тем не менее потребитель ведет себя так, словно ничего не происходит: до сих пор покупатель мобильного телефона подключается к одному провайдеру на несколько лет. Он не подключается к людям вокруг него, хотя новое соединение занимает не месяцы, а миллисекунды, ничего не стоит и не нуждается в обслуживании. Да, такие соединения эфемерны, они легко рвутся, но нет нужды посылать рабочих, чтобы их починить. Надо просто установить новое соединение. Это фундаментальная перемена, и интернет еще не успел переварить новую парадигму. Мы пытаемся ее развивать: ставить под сомнение ценности многолетнего обслуживания у владельца провода – провайдера.
– И заодно распространять мысль, что каждый смартфон – сам себе провайдер?
– Это была одна из первоначальных идей, которая меня интересовала в технологическом плане. Современные устройства способны быть не только потребителями инфраструктуры, но и ее создателями. Не использовать такой ресурс глупо. Ведь существующие телефоны, чтобы пользоваться FireChat, не нуждаются ни в каких hardware modifications, ни в каких затратах. За все заплачено пользователем уже при покупке устройства.
– Судьба традиционных провайдеров – какова она в вашем новом мире? Компании игнорируют перемены либо каким-то образом пытаются оказаться на гребне восходящей волны?
– Если стоять на пути у прогресса, он вас, конечно, сметет. Провайдеры в развивающихся странах к нам приходят со всякими предложениями о сотрудничестве. Они не закрывают глаза и понимают, что произойдет и в какой мере это угрожает их бизнесу. Но хорошая новость в том, что это еще угрожает бизнесу их конкурентов. Так они могут выиграть от перемен. А если результатом изменений будет увеличение размера рынка, от этого выиграют все. Для сравнения: то же сейчас происходят с Uber, чья новая модель встречает столь ожесточенное сопротивление по всему миру. Но ведь компания увеличивает бизнес такси, в Сан-Франциско она, в частности, захватила рынок, одновременно утроив его объемы. Вообще говоря, интернет сегодня можно грубо разделить на два типа: оптоволоконный и неоптоволоконный, который, в свою очередь, бывает в металле, но все больше в воздухе. Первый тип интернета, на мой взгляд, будет мало затронут этими изменениями.
В интернете русские выбирают не лучшее, а отечественное. Но за пределами страны «Яндекс» не выдерживает конкуренции не то что с Google – с Bing
– Почему?
– Потому что эта фундаментальная инфраструктура, перемещающая данные на большие расстояния по оптоволокну, очень хорошо работает. К тому же она составляет совсем немного от общей цены интернета – с точки зрения расходов на обслуживание, усилий, разнообразного технического прогресса – мизерные 2–3%. Остальное приходится на то, что начинается после оптоволокна. И именно там сегодня происходят все заторы, экономические и технические трудности. Если связь прекратилась, плохой прием, плохо скачивается, то это всегда происходит на периферии интернета, а не в его центре.
– Полагаете, эту интернет-периферию ждет неминуемая децентрализация?
– Я бы уточнил: последнюю милю доступа к интернету. Процесс займет долгие годы, но уже сегодня, да, выглядит технологически неизбежным. Люди не станут переходить снова на устройства с проводами, которые со временем будут становиться частью сетевой инфраструктуры. Но уже сейчас технологии Open Garden позволяют жить в этом новом мире. Чтобы к нему перейти, пришлось начать с чего-то простого. Отсюда наше решение создать мобильное приложение, поскольку это понятная для людей вещь. Она позволяет им осуществить переход из мира одного провайдера, тарифных планов, контрактов и сложных соединений в мир, в котором они автоматически связываются со всеми людьми вокруг.
– И как скоро это станет общепринятым стандартом?