Работник «Башнефти» проверяет оборудование.

Работник «Башнефти» проверяет оборудование.

REUTERS / Sergej Karpukhin

Премьер Дмитрий Медведев вроде бы принял решение отказаться от корректировки НДПИ на нефть с целью «изъятия девальвационной прибыли» у нефтяных компаний, как ранее предложил министр финансов Антон Силуанов. Но нефтяникам рано вздыхать спокойно: вместо этого им ужесточат график обещанного раньше сокращения экспортных пошлин. (Напомним, что с 1 января этого года вступил в силу так называемый налоговый маневр, в рамках которого нефтяной отрасли резко подняли НДПИ, но взамен обещали постепенно снижать пошлины – и, как водится, обманули.) Повышение налогов на нефтяную отрасль крайне несвоевременно: она зажата в вилке между падением нефтяных цен и необходимостью наращивать инвестиции вследствие исчерпания старых месторождений. Последствия нынешнего решения правительства в виде падения нефтедобычи не за горами.

Минфин хочет изъять у нефтяников дополнительно примерно 600 млрд рублей, что эквивалентно примерно 40% годовых капиталовложений четырех крупнейших нефтяных компаний («Роснефть», «Лукойл», «Сургутнефтегаз», «Газпромнефть»). Отказ от повышения НДПИ не спасает отрасль от роста налоговой нагрузки – судя по всему, сопоставимую сумму изымут через откладывание повышения пошлин.

Все эти маневры с лихорадочным поиском дополнительных источников налоговых доходов могут показаться странными с учетом того, что еще весной Силуанов заявлял о необходимости сократить расходы федерального бюджета 2016 года на 1–1,5 трлн рублей – и это выглядело единственным разумным шагом. Однако сейчас концепция поменялась: расходы против прежнего плана урезать не собираются, и в 2016 году их оставят на уровне более 15 трлн рублей.

Новые вводные по поводу бюджета дают понять: принято принципиальное политическое решение не сокращать бюджетные расходы

Шарахания Минфина вокруг неожиданных налоговых новаций, никогда не обсуждавшиеся ранее, свидетельствуют: на все декларировавшиеся прежде намерения о снижении расходов и использовании резервных фондов для финансирования дефицита бюджета в 2015–2016 годах, скорее всего, наложил вето Владимир Путин. Новые вводные по поводу бюджета дают понять: он принял принципиальное политическое решение не сокращать бюджетные расходы и сберегать оставшуюся «кубышку». Видимо, это связано с некоей выработанной политической «стратегией дожития» до президентских выборов 2018 года.