Владимир Путин во время посещения строящегося космодрома «Восточный».

Владимир Путин во время посещения строящегося космодрома «Восточный».

REUTERS / Alexei Nikolsky

Такой сюжет доброй комедии про недотепистого обывателя – распланировал дела на ближайшие месяцы: съездить с семьей в отпуск, купить машину, доделать что-то важное на работе, устроить ребенка в садик, сделать ремонт в квартире. Дела идут неплохо – машина куплена, ребенок в садике, работа доделана, от отпуска осталась куча фотографий, загар и магнитик на холодильник, а вот ремонт, ремонт – с ремонтом не все так просто. Что-то не получилось, и первую бригаду, молдаван, пришлось выпроводить со скандалом, и еще эти поездки по строительным рынкам, и не хватило какой-то важной и нужной плитки, и все расходы намного выше ожидаемых, и со второй бригадой, таджиков, тоже пришлось по какой-то причине расстаться, и еще что-то, и еще – в финале вместо жизнерадостного человека, у которого все получается, видим издерганного и постаревшего несчастливца, сидящего на икеевской табуреточке посреди разгромленной квартиры. Он ни о чем больше не может думать, ничего больше не может делать и, кажется, не знает, как дальше жить.

В 2011 году, когда все начиналось, кто думал о космодроме Восточный? Были какие-то важные вещи – были Путин и Медведев, политологи писали про раскол тандема, были выборы в Госдуму и Навальный агитировал за любую другую партию, маячила на горизонте Олимпиада, про которую не очень было понятно, что с ней будет и успеют ли все построить; да что Олимпиада – Большой театр ремонтировали, и тоже были какие-то скандалы, что-то там шло не так, Николай Цискаридзе возмущался, было тревожно. Новость о космодроме, который начали строить на Дальнем Востоке – в 2011 году это вторая полоса газеты, второй экран новостного сайта.

Все, что было тогда на первых полосах, давно закончилось. Путин провел рокировку и вернулся в Кремль, выборы прошли, потом была Болотная, и все интересовались Болотной, Большой театр открыли после ремонта, потом в Сочи все достроили, потом провели Олимпиаду, потом присоединили Крым, потом начался Донбасс, потом санкции, теперь Сирия – события можно перечислять долго, но что их объединяет: и Болотная, и Донбасс, и Сирия – это все события времен строительства Восточного. Сошлюсь на симпатичное прошлогоднее исследование популярного благовещенского автора о том, как по мере разворачивания проекта утяжелялись его масштабы и сдвигались сроки. История удорожания проекта подробно описана в расследовании РБК, автор которого, Александр Соколов, арестован теперь за экстремизм (многие коллеги считают это местью как раз за расследование по Восточному).