Коммерсантъ / Геннадий Гуляев
В авиакомпании «Когалымавиа» (работает под брендом Metrojet) задержка зарплат достигала двух месяцев, сообщает Роструд. По данным Lifenews, срок может быть больше: гражданская жена погибшего второго пилота Сергея Трухачева якобы сообщила правоохранительным органам, что последний раз летчик получил деньги за июль. Зарплата за август, сентябрь и октябрь осталась невыплаченной.
Перевозчик, чей лайнер A321 утром 31 октября потерпел крушение над Синайским полуостровом, очевидно находился в сложном финансовом положении. Не исключено, что отсутствие денег отразилось и на техническом состоянии парка самолетов. Об этом говорят и бывшие сотрудники компании. Slon проанализировал несколько неудач, постигших «Когалымавиа» в последние годы.
Оператор TUI: долг 1,4 млрд рублей
Авиакомпания «Когалымавиа» работает с 1993 года, изначально она специализировалась на регулярных рейсах из Когалыма, Сургута и других северных городов, а также на вертолетных перевозках. Долгое время перевозчик принадлежал «Лукойлу», а в 2009 году перешел под контроль фирмы «Штерн-С». Ее совладелец Серик Рахметов до 2005 года был вице-президентом и акционером «Лукойла», а затем возглавил совет директоров «Глобалстрой-Инжиниринг», одной из крупнейших строительных и снабженческих компаний для нефтяной отрасли. Продолжала обслуживать нефтяников и «Когалымавиа».
В 2012 году у перевозчика вновь сменился собственник. Новым хозяином стало ООО «Западная авиационно-инвестиционная компания». Незадолго до этого произошел ребрендинг и смена бизнес-модели. «Когалымавиа» закрыла все регулярные рейсы, став исключительно чартерной, переименовалась в Metrojet, а в октябре 2011 года начала сотрудничество с туроператором TUI, крупнейшим туристическим концерном Европы (главный совладелец – российский бизнесмен Алексей Мордашов). Чуть позже авиакомпания заключила договор на эксклюзивное обслуживание туроперотора и раскрасила часть самолетов в фирменные цвета TUI. На тот момент она управляла девятью лайнерами: семью А321 и двумя А320.
В пресс-релизе, выпущенном в декабре 2013 года, TUI пишет, что Metrojet прошел детальный технический аудит. «Технические характеристики бортов полностью соответствуют требованиям Европейского авиационного агентства и Росавиации. Сотрудники Metrojet соблюдают все рекомендации по обслуживанию судов компании Airbus <…>. Состояние авиапарка также контролируется властями Ирландии, где зарегистрированы воздушные суда авиакомпании», – описывает многоуровневую систему безопасности своего партнера TUI.
Впрочем, идиллия длилась недолго. Вскоре между TUI и Metrojet возникли серьезные финансовые разногласия. Представители туроператора отказались отвечать на вопросы Slon, не смогли дать оперативный комментарий и в «Когалымавиа», но из решений арбитражных судов получается следующая картина. TUI выполнял роль агента, то есть продавал места на чартеры Metrojet, получая вознаграждение $1 за каждый реализованный билет. Эту комиссию туроператор оставлял себе, а остальную сумму направлял на счет авиакомпании. Кроме того, стороны договорились о предоплате: до июня 2013 года TUI – несколькими траншами – перевел Metrojet $10 млн. В дальнейшем он должен был постепенно вычесть эту сумму из собственных платежей (не более $400 тысяч в месяц).
Однако в августе 2014 года TUI прекратил работу с Metrojet. Как следует из решения суда, появившегося позже, туроператор не хотел перечислять перевозчику «живые деньги», требуя произвести зачет, вероятно, взять средства из тех самых $10 млн. Авиакомпания в ответ просто отказалась возить пассажиров, тогда TUI расторг соглашение в одностороннем порядке. В дальнейшем он переключился на работу с «Оренбургскими авиалиниями», «дочкой» «Аэрофлота». Причиной происходящего в Metrojet назвали невозможность «прийти к соглашению по коммерческим условиям партнерства», а представители туроператора сообщили, что смена перевозчика – результат «нормального рабочего процесса». В то время происходило масштабное сокращение расходов глобального TUI – например, закрытие сотни дочерних компаний по всему миру. Возможно, новый перевозчик предложил агенту более выгодные условия. В то же время для «Оренбургских авиалиний» появление TUI фактически стало спасением: после банкротства туроператора «Лабиринт» авиакомпания лишилась крупного клиента и остро нуждалась в новом заказчике.