Громкий скандал вокруг сделки между Австралией и Камбоджей – неудавшейся программы по переселению беженцев в обмен на финансовую помощь – на днях получил продолжение. После того как стало известно, что Камбоджа, которая по соглашению должна получить за переселенцев $55 млн, приютила лишь четырех человек, австралийские власти попытались реанимировать проект – но пока добились лишь минимального результата. По данным на начало ноября, среди беженцев, находящихся на попечении Австралии, нашелся лишь один желающий переехать в страну, известную высоким уровнем коррупции и нарушением прав человека.
Призывы к переселению беженцев в последнее время звучали в Европе, пытающейся справиться с притоком мигрантов – прежде всего, выходцев из Сирии, бежавших от гражданской войны (по данным на середину 2015 года, страну покинули около 4 млн человек). Австралия – пример того, что даже многомиллионное финансирование подобных проектов не гарантирует успеха. А попытки выстроить систему «защиты от беженцев» оборачиваются чрезмерными расходами.
В Австралии сложилось двойственное отношение к беженцам. С одной стороны, она подписала Конвенцию ООН о статусе беженцев и ежегодно принимает вынужденных переселенцев. Только в 2012–2013 году им было выдано около 20 тысяч виз (в основном речь шла о выходцах из стран Азии и Ближнего Востока). На фоне миграционного кризиса 2015 года правительство Австралии согласилось дополнительно – сверх установленной квоты – принять еще 12 тысяч беженцев из Сирии.
Однако все это касается лишь тех, кто просит убежища, легально прибыв в Австралию или находясь за ее пределами. К беженцам, пытающимся попасть на континент нелегально, отношение иное. От них власти пытаются отгородиться самыми разными способами.
Десятки тысяч таких беженцев – «людей в лодках» (boatpeople) – пытались попасть в Австралию, начиная со второй половины XX века. Первую волну – во второй половине 1970-х годов – составили несколько тысяч выходцев из Вьетнама, пережившего гражданскую войну. Вторую – в 1990-е – беженцы из Вьетнама и Камбоджи, враждовавших на протяжении десятилетий. Третью – с конца 1990-х годов – выходцы из стран Ближнего Востока.
Население Австралии поначалу было настроено к беженцам благожелательно. Однако постепенно отношение стало ухудшаться. Пресса писала о «нашествии», некоторые утверждали, что под видом беженцев на континент пытаются попасть торговцы наркотиками и «коммунистические агенты». По данным опросов, проведенных в начале 1990-х годов, около 45% респондентов заявили, что «людей в лодках» надо задерживать на то время, пока рассматриваются их просьбы об убежище. Примерно столько же выступили вообще против того, чтобы пускать их в Австралию.