Олег Козлов / fotoimedia / ТАСС
В рамках специального проекта «Итоги-2015» эксперты анализируют ключевые тренды, которые проявились или усилились в России за прошедший год, и объясняют, к каким последствиям это может привести в недалеком будущем. Англоязычные версии текстов будут опубликованы в журнале Russian Politics & Law. Куратор проекта – Николай Петров
* * *
Пока можно подвести только неполные итоги, региональные данные в целом за 2015 год появятся в первом квартале нового года. Но основные тенденции уже понятны.
Главной проблемой 2015 года стала дестабилизация всей бюджетной системы страны из-за снижения доходов от нефти. Наиболее резко ухудшилось состояние федерального бюджета, который годом ранее был профицитным. По предварительным данным, дефицит федерального бюджета в 2015 году составил почти 2 трлн рублей, или 2% ВВП. Консолидированные бюджеты регионов дефицитны уже три года, в 2015 году дефицит даже уменьшился (191 млрд рублей против 469 млрд в 2014 году без учета Крыма и 642 млрд в 2013 году) благодаря огромному профициту бюджетов Москвы и Сахалина. Дефицитны бюджеты подавляющего большинства регионов (76), как и в предыдущие два года (75 и 77 регионов). Сохранили профицит только богатые федеральные города и ведущие нефтегазовые регионы, а также Крым.
Привычная модель кризиса
Суммарный долг регионов и муниципалитетов до начала декабря 2015 года рос медленно, увеличившись менее чем на 5%, с 2,4 трлн до 2,5 трлн рублей. Но при этом 50 регионов продолжали наращивать долг, в основном это регионы с большой долговой нагрузкой, и только 28 регионов смогли его сократить. Объем долга составил треть налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов регионов (без учета трансфертов). Но это средняя цифра, в 20 регионах долг достиг 70–125% налоговых и неналоговых доходов. В основном это среднеразвитые регионы, у которых доходы бюджетов невелики. Данных на конец года пока нет, но, судя по сильному росту дефицита именно в декабре, регионам пришлось заметно наращивать долг.
В структуре долга преобладают дорогие кредиты банков (ставка 15–20% годовых), их доля – 41% на начало декабря 2015 года. Намного комфортнее для регионов бюджетные кредиты, ставка по которым в этом году снижена до 0,5% годовых. Доля бюджетных кредитов выросла за январь – ноябрь с 31% до 36%, поскольку Министерство финансов удвоило их выделение (со 160 млрд до 310 млрд рублей). Регионы смогли заместить часть дорогих кредитов банков бюджетными, но этого недостаточно для смягчения проблемы долга. Кроме того, условия выделения бюджетных кредитов были жесткими, от регионов требовали сокращать дефицит бюджета, и только в августе правительство приняло решение их смягчить.
Главные проблемы развития регионов: снижение доходов, резкий спад потребления, спад инвестиций и резкий спад строительства
Таким образом, проблемы федерального бюджета в 2015 году быстро нарастали, а бюджеты подавляющего большинства регионов остались почти в таком же тяжелом состоянии, как и в два предыдущих года. Регионам немного помог рост налога на прибыль, а также небольшой рост трансфертов (на 2% в номинальном выражении за январь – октябрь 2015 года). Федеральные власти вынуждены были скорректировать Закон о федеральном бюджете, в котором было заложено сокращение трансфертов на 12%. Высока вероятность, что 2016 год будет более проблемным для регионов из-за риска сокращения трансфертов в условиях растущего дефицита федерального бюджета.
Главные проблемы социально-экономического развития регионов в 2015 году (данные за 10–11 месяцев): продолжавшееся снижение доходов и заработной платы, еще более резкий спад потребления (розничной торговли), спад инвестиций, усиливающийся третий год подряд, и резкий спад строительства.