Сергей Лазарев во время первого полуфинала конкурса «Евровидение-2016» в Стокгольме.

Сергей Лазарев во время первого полуфинала конкурса «Евровидение-2016» в Стокгольме.

Ola Axman / Ibl Bildbyr / Zuma /TASS

В Стокгольме состоялась завершающая жеребьевка, благодаря которой 26 конкурсантов узнали свою очередь выступлений в финале «Евровидения». … [Представляющий Россию Сергей Лазарев] отнесся к результатам жеребьевки спокойно. Сказал, что ему все равно, под каким номером выступать и он рассчитывает только на победу в Стокгольме. А еще заявил, что для него главными болельщиками на конкурсе стали мама и вся многомиллионная российская аудитория. Но будем надеяться, что и Европа нас не подведет. – «Российская газета»

Сергей Лазарев – второе поколение постсоветской эстрады, в своем роде чистый объект для исследования: основные вехи карьеры совпадают с главными вехами страны. Он выпускник студии «Непоседы» (открытой в апреле 1991 года) – это бывший кружок при Дворце пионеров Ленинградского района Москвы.

Но советские топонимы никого не должны смущать. Кроме будущих солистов группы Smash!! – Сергея Лазарева и Влада Топалова, из этой студии вышли, например, будущие солистки группы «Тату» Юля Волкова и Лена Катина. В кружке учили, чему учат обычно, – сольфеджио, актерскому мастерству, танцу; но в соединении с невиданной прежде общественной свободой это дало мощный результат. Еще и совпало с запросом на новую русскую попсу – «не кабак».

И Алсу, и Дима Билан, и «Тату», и Smash!! – первые плоды новой России конца 1990-х. Следующее за ними поколение звезд готовили уже на «Фабриках звезд», а эти – девяностники – своими успехами обязаны только себе. «Открытый мир» для них не метафора, а обыденность; английский язык – второй родной. И Россия для них – впервые за 70 лет – не часть суши, а часть мира.

«В английском варианте сингл называется “Almost Sorry”», «На Рождество в Киеве снял клип», «В Англии будет пара выступлений», «В России сингл выйдет, но несколько позже» – заголовки интервью Лазарева типичны для российского поп-исполнителя двухтысячных. Фраза «в России песня выйдет позже, чем на Западе» никого не смущала, не говоря уже о «съемках клипа в Киеве». Это дешевле, чем в Москве, там огромная аудитория; кроме того, это еще и модно.

Певец Лазарев – очередная «Россия, которую мы потеряли»

Мы уже знаем, что ни любовь к западной музыке, ни образование, ни длительный опыт жизни на Западе не изменили сознание большинства деятелей постсоветской культуры – но в случае с Лазаревым все как раз наоборот. Он неоднократно высказывался о толерантном отношении к ЛГБТ, не захотел менять свой англоязычный репертуар ради выступления в новогодних огоньках 2013 года – легко ли представить российского поп-певца, который отказывается от многомиллионной аудитории ради принципов?