Michaela Rehle / REUTERS

Мы давно знаем, что размер мозга – не такой важный для уровня развития и интеллекта фактор, как могло показаться. Отношение размера мозга к весу тоже не так принципиально: известно, что среди позвоночных самым большим мозгом относительно массы тела может похвастаться вовсе не человек, а землеройка. Существуют исследования, которые с помощью магнитно-резонансной томографии продемонстрировали корреляцию между уровнем IQ человека и объемом его головного мозга, но нейробиологи подчеркивают, что и на интеллект, и на объем мозга влияет большое количество других факторов, и к таким исследованиям относятся критически. Известно, например, что Альберт Эйнштейн имел мозг размером даже меньше среднего (1230 грамм при среднем около 1300–1500 грамм), а мозг писателя Ивана Тургенева (2012 г) был почти вдвое больше, чем у его коллеги Анатоля Франса (1017 г). Кроме того, наши далекие предки 10–20 тысяч лет назад имели более крупные мозги, чем мы.

На самом деле значение размера и целостности мозга переоценено. Большинство ученых сходятся во мнении, что сложность организации коры этого органа играет гораздо большую роль, чем его объем. То есть то, как и чем мы нагружаем голову, важнее, чем то, какого она размера. Это правило справедливо настолько, что можно не просто получить тяжелую травму головы и выжить, а родиться без части мозга и попросту не подозревать об этом.

В 2014 году героиней новостей стала женщина, которая в возрасте 24 лет не подозревала, что родилась без мозжечка – отдела головного мозга, который отвечает за координацию движений, занимает порядка 10% от общего объема органа и содержит половину его нейронов. Жительница Китая обратилась к врачам с жалобами на головокружение и тошноту, мучившие ее в течение месяца, и только после проведения МРТ узнала, что лишена немалой части мозга, – в месте, где должен находиться мозжечок, было только скопление спинномозговой жидкости.

Стало известно, что женщина всегда испытывала трудности при ходьбе и в движениях, начала самостоятельно вставать только в возрасте 4 лет, разговаривать – в 6, а ходить – в 7 лет. Тем не менее китаянка жила практически нормальной жизнью, вышла замуж, родила ребенка, а ее когнитивные и социальные функции были оценены как средние. Этот случай стал одним из девяти известных примеров, что человек способен жить без мозжечка.

Ранее, в 2007 году, стало известно о человеке, лишенном большей части мозга. Сорокачетырехлетний житель Марселя пришел в больницу из-за двухнедельного ощущения слабости в левой ноге. Когда врачи сделали снимки его головы, на месте мозга они увидели бассейн с жидкостью. Мозговых тканей было на 50–75% меньше, чем положено, из-за скопившейся в центре жидкости они оказались отодвинуты к краям бассейна. Уменьшены были все части мозга – лобная, теменная, височная, затылочная доли – в обоих полушариях. Согласно статье в The Lancet, описывающей этот случай, после рождения мальчику диагностировали гидроцефалию и в возрасте 6 месяцев поставили шунт; в 14 лет была произведена ревизия шунта. В целом же на протяжении жизни пациент не имел жалоб на неврологию. Мужчина жил нормальной жизнью, состоял на гражданской службе, был женат и имел двоих детей. На тестировании он показал IQ 75 баллов – не гений, но вполне на нижней границе нормы. После того как французу снова поставили шунт, неврологический симптом (слабость в ноге) прошел, хотя размер его мозга остался прежним.