Новость о снижении международным рейтинговым агентством S&P прогноза кредитного рейтинга Великобритании вызвала приступ паники на финансовых рынках этой страны и волну плохих прогнозов на другом берегу Атлантики. Политики и бизнесмены США вдруг осознали, что и их страна тоже может в обозримом будущем лишиться высшей оценки кредитоспособности «ААА». Еще недавно это казалось совершенно невозможным. Неприкосновенных нет | Нет веры в Америку | Не трогать святое

НЕПРИКОСНОВЕННЫХ НЕТ

Агентство, понесшее серьезные имиджевые издержки после краха Lehman Brothers и Merrill Lynch, стремится доказать свою принципиальность и объективность. В случае с Великобританией S&P сложно упрекнуть в предвзятости: все основания для ухудшения прогноза (пока только прогноза) по рейтингу этой страны у агентства есть. По данным S&P, долг Великобритании может достичь к 2013 году 100% ВВП. А власти Великобритании, по мнению агентства, не до конца осознают масштаб проблем. Например, не замечают того, что финансовое положение страны быстро ухудшается, несмотря на попытки снизить дефицит бюджета и вдохнуть новую жизнь в «полузамерший» рынок кредитования. Решение агентства сделало финансовым рынкам только хуже. Биржевой индекс FTSE100 после публикации упал на 2,7%, и в пятницу с трудом отыграл от этого падения всего 0,3%. Фунт стерлингов подешевел по отношению к доллару США и евро сразу на 1,2% – за единицу британской валюты давали на вчерашних торгах $1,5546 и €1,135 соответственно. Агентство, правда, всегда считалось самым «суровым» из международных рейтинговых институтов, и оно за последние месяцы снизило рейтинги уже четырем странам – Ирландии, Греции, Португалии и Испании. Но рейтинги Великобритании и США считались неприкосновенными, а теперь, во всяком случае, Британия оказалась перед реальной перспективой ухудшения оценки своей кредитоспособности.

НЕТ ВЕРЫ В АМЕРИКУ

Случившееся с ближайшим экономическим партнером заставило американских политиков и бизнесменов задуматься. Великобритания и США придерживаются одной и то же англо-саксонской экономической модели, для которой характеры принятие рискованных решений, сравнительно низкий уровень вмешательства государства в экономику и высокий допустимый размер внутренней и внешней задолженности. Пока не было кризиса, эта модель прекрасно работала, и превратила США и Великобританию в двух мировых финансовых гигантов. Теперь же рейтинговое агентство, к которому традиционно прислушиваются наиболее консервативные инвесторы – хедж-фонды, пенсионные фонды и т.д., утверждает, что модель сбоит. Неудивительно, что сразу же после публикации отчета S&P о Великобритании, секретарь американского казначейства Тимоти Гейтнер заявил о необходимости снизить дефицит бюджета США. С ним немедленно согласился менеджер крупнейшего в мире фонда облигаций Pimco Билли Гросс. Гросс, в отличие от Гейтнера, не стеснен рамками политической этики, поэтому он без обиняков заявил, что США, в конечном итоге, рискуют впервые с 1917 года потерять свой кредитный рейтинг «AAA». Со всеми вытекающими отсюда последствиями для экономики страны, да и для мировой экономики в целом, которая после снижения американского рейтинга может просто рухнуть. Ведь сейчас ее стабильность во многом зиждется на почти религиозной вере инвесторов в кредитоспособность Соединенных Штатов. Прогнозы о возможности потери США идеального рейтинга звучали и раньше. Бывший руководитель главного контрольного управления США Дэвид Уокер всего неделю назад на страницах Financial Times задавался резонным вопросом: как можно оправдывать присвоение рейтинга «ААА», когда налицо накопившаяся чистая отрицательная стоимость свыше $11 млрд, а также внебалансовые обязательства в размере $45 млрд? И когда государственный долг в течение ближайших нескольких лет будет сохраняться на уровне от 60% до 100% ВВП и выше, добавляют другие аналитики. НЕ ТРОГАТЬ СВЯТОЕ Однако в то, что рейтинговые агентства решатся на такой отчаянный шаг, как снижение американского рейтинга, большинство инвесторов не верит. Даже изменение прогноза со «стабильного» на «негативный» вызовет мгновенный паралич всего финансового мира. Банки и компании начнут массово банкротиться, и рейтинговые агентства, кстати говоря, лишатся солидного источника доходов. Возможно поэтому Standard & Poor's не стало трогать«святое», а ограничилось тонким намеком – ухудшением прогноза рейтинга Великобритании. Реакция на это событие, какой бы негативной она ни была, не потрясет мир.