Фото: Danny Moloshok / Reuters

Фото: Danny Moloshok / Reuters

В январе 2018 года сотрудник U-Haul, американской компании в сфере перевозок и складского бизнеса с оборотом несколько миллиардов долларов в год, отправил письмо властям. Он предложил отменить принятый при Бараке Обаме закон, облегчающий создание профсоюзов. «Нынешние правила надо отменить, — написал некий Томас Нилл. — Вернуть, как было. Надо сделать так, чтобы процесс голосования [за создание профсоюза] был разумным и честным».

Письмо было отправлено регулятору — Национальному управлению по вопросам трудовых отношений (NLRB). И оно оказалось не единственным. В тот же день ведомство получило письма от коллег Нилла на эту же тему. Формулировки повторялись слово в слово.

За несколько месяцев управление получило около сотни похожих писем. Имена многих авторов совпадали с данными сотрудников U-Haul — компании, руководство которой известно борьбой с профсоюзным движением. Ее представитель позднее подтвердил, что они действительно там работают. Более того — что письма писались по шаблонам, составленным компанией.

История U-Haul — один из примеров практики, все более популярной среди американских компаний. Они стремятся использовать свой персонал как политический ресурс — для лоббирования законов или поддержки конкретных политиков. Сотрудников побуждают обращаться к регуляторам, писать письма конгрессменам и даже участвовать в пикетах. Пару лет назад, когда на Аляске решалась судьба налоговых льгот для нефтяных компаний, работники BP получили рассылку, предлагавшую им встать вдоль дорог с плакатами, требовавшими сохранения льгот.

Компании уверяют, что участие в этих акциях добровольно. Однако даже если прямого принуждения нет, возможны другие методы давления — например, угроза увольнения в случае, если определенный закон не будет отменен или определенный политик не будет избран. «Экономика сейчас не представляет угрозы для вашей работы, — написал владелец одной таймшер-компании в рассылке для сотрудников, посвященной президентским выборам 2012 года. — А что представляет — так это прежний президент, если он останется еще на четыре года».

В какой-то степени бизнес перенял эту практику — мобилизацию сотрудников для политической активности — у профсоюзов. Сейчас они переживают упадок: в частном секторе США доля сотрудников, состоящих в этих объединениях, с 1973 по 2017 год снизилась с 24% до 6%. Это позволило корпорациям расширить свое влияние. С другой стороны, практика напоминает и методы государственных структур в авторитарных странах, включая Советский Союз, Северную Корею и Туркменистан. Например, использование властью зависимых людей (госслужащих) для самых разных целей — от пропагандистских кампаний до принуждения к участию в выборах. Впрочем, такая практика жива и в России.