Cелфи с папой римским Франциском. Фото: Remo Casilli / Reuters

Cелфи с папой римским Франциском. Фото: Remo Casilli / Reuters

Несколько лет назад в социальных медиа появлялось много сообществ, где люди выкладывают свои самые неудачные (специально или случайно сделанные) фотографии. Это движение возникло как ответ на стремление многих размещать в интернете только тщательно отобранные снимки, выставляющие в лучшем свете: кто-то откровенно высмеивал «гламурные» селфи, кто-то пытался показать, что главное – отношение к себе и внутренняя красота.

Психологи, изучающие феномен селфи, утверждают, что любители делать их считают себя более привлекательными, чем кажется окружающим, то есть переоценивают собственную внешность на фото. Куда бы мы ни пошли, там обязательно найдется кто-то снимающий себя на камеру смартфона, пытаясь выбрать оптимальный угол. Согласно оценкам, тысяча селфи появляются в Instagram каждую секунду, и если тяга к фотографии сохранится, мы сделаем более 25 тысяч селфи за свою жизнь. Каждый. Фотографируя сами себя, мы забываем обо всем на свете, отключается даже инстинкт самосохранения: по подсчетам Priceonomics, в 2014–2015 годах селфи стали причиной 49 смертей (причем Россия находится на втором месте в этой статистике после Индии) – большинство жертв упали в процессе съемки с высоты или утонули.

Но при всей популярности селфи съемке часто сопутствует разочарование: неужели я ТАК выгляжу? Мало кто может похвастаться тем, что всегда получается на фото хорошо, – большинству, скорее всего, приходилось удалять неудачные снимки и умолять друзей не выкладывать «этот ужас». Более того, пишет Wired, разочарование при виде себя на фото становится популярной причиной обращения к пластическому хирургу: врачи утверждают, что все больше пациентов приходят, чтобы уменьшить нос, недовольные тем, как он выглядит на селфи. Почему же нам не нравятся собственные фотографии? Или, другими словами, почему нам кажется, что на них мы получаемся хуже, чем в жизни?