Второй раунд сирийского саммита президентов Ирана, России и Турции в Анкаре прошел 4 апреля (первый – в Сочи в ноябре 2017 года) и закрепил становление этого «тройственного союза», который неоднозначно воспринимается как на Западе, так и в исламском и арабском мире.
Несмотря на то что по итогам мероприятия было принято совместное заявление, в котором декларировалась приверженность сторон сохранению территориальной целостности Сирии, необходимости возобновления переговоров в Женеве и подчеркивалась важная роль астанинского формата переговоров, практическим результатом саммита, по всей видимости, должно стать окончательное утверждение в Сирии реальных зон влияния или «протекторатов» стран-гарантов с элементами их военного присутствия. В первую очередь в этом заинтересована Турция, которая, будучи на протяжении всего конфликта противником режима Башара Асада, рассматривает участие в тройке стран-гарантов в качестве легитимизации своего военного и политического присутствия в Сирии.
От Восточного Алеппо к Восточной Гуте
Саммит в Анкаре знаменует собой начало нового этапа сирийского конфликта, который можно назвать «после Гуты». Предыдущий этап многими экспертами определялся как «после Алеппо». Осенью 2016 года Турция получила возможность провести операцию «Щит Евфрата» против «Исламского государства» на сирийской территории и взять под контроль север провинции Алеппо с треугольником городов Азаз – Аль-Баб – Джерабулус после того, как организовала переговоры оппозиции с российскими представителями на своей территории и тем самым способствовала передаче Восточного Алеппо войскам Асада. Кроме того, Анкара значительно ослабила группировку оппозиции в районе Алеппо, задействовав ее подразделения в операции «Щит Евфрата». Одновременно с этим был запущен «мирный процесс», гарантами которого стали Россия, Турция и Иран.
Контуры нового этапа взаимодействия трех стран, вероятно, были определены на первом саммите в Сочи в ноябре 2017 года. Этому мероприятию предшествовало несколько раундов переговоров в Астане. В ходе шестого раунда было достигнуто соглашение о территориальном оформлении зон деэскалации, но оно носило характер всего лишь декларации о намерениях. Многие авторитетные источники говорят, что в реальности основой этого соглашения стали договоренности о разделе на сферы влияния зоны деэскалации Идлиб.