В понедельник американские санкции обрушили российский фондовый и валютный рынки. Для многих наблюдателей глубина падения стала неожиданной. Казалось, что российская экономика в значительной степени изолирована от внешних влияний.
Например, на рынке коммерческой недвижимости, который является своего рода лакмусовой бумажкой для международного капитала, лишь 10% всех инвестиций приходит в Россию из-за рубежа, в то время как даже в Восточной Европе, где инвестиционный рынок еще пять лет назад в разы отставал от российского, доля иностранного капитала превышает 75%. Сегодня же в нашем регионе лидером по объему инвестиций в недвижимость является Польша, а Россия в 2017 году получила меньше иностранных инвестиций, чем Венгрия.
Однако санкции для того и задуманы, чтобы «сделать больно». До сих пор они носили предупредительный характер. Не нанося прямого ущерба экономике, санкции лишь удерживали темпы роста России в половину от мировых, обрекая нас на медленное отставание. Затрудненный доступ к источникам капитала в принципе исключает опережающий рост экономики. В то время как наши соседи, такие как Казахстан или уже упомянутая Польша, в 2017 году показали рост на уровне 4% и 3,3% соответственно, Россия обеспечила лишь 1,5%.