Деревня Хасан, Приморский край. Фото: Lidia Kelly / Reuters

Деревня Хасан, Приморский край. Фото: Lidia Kelly / Reuters

После завершения четвертого Восточного экономического форума (ВЭФ), как и трех предыдущих, вспоминается Маяковский: «Я планов наших люблю громадье, размаха шаги саженьи…» Заявления российских властей о подписанных контрактах сыплются как из рога изобилия и похожи на бравурный марш. Но после форума многие радужные перспективы почему-то рассасываются. Спустимся с небес пиара на экономическую землю и посмотрим на возможности развития Дальнего Востока рационально и без пафоса.

Барьеры и тренды развития

Барьеров много и преодолеть их непросто. Слабая заселенность и неразвитая инфраструктура увеличивают экономические издержки. Доля Дальнего Востока в населении страны – только 4,2%, а численность населения (6,2 млн человек) меньше, чем в Московской области. Более половины проживает на юге, в Приморском (1,9 млн) и Хабаровском (1,3 млн) краях. Многие области Центральной России имеют близкую к Хабаровскому краю численность населения, но их территория компактна, издержки ниже.

Население Дальнего Востока сократилось с 2014 по 2017 год на 44 тысячи человек, а если считать без Якутии, где численность растет за счет повышенной рождаемости титульного населения, – на 52 тысячи. В Приморском крае и Амурской области население уже постарело, смертность выше рождаемости. Однако главный вклад в «сжатие» населения вносит миграционный отток: в 2014–2015 годах он составлял около 25 тысяч человек в год, в 2016–2017-м сократился до 17 тысяч в год. По сравнению с массовым миграционным оттоком 1990-х это значительно меньше, но негативный тренд сохраняется.