В первой половине 2018 года АвтоВАЗ получил чистую прибыль впервые за последние шесть лет. Продажи крупнейшего российского автопроизводителя растут, сейчас примерно каждая пятая машина, реализованная на отечественном рынке, – это Lada. Выбраться из убытков АвтоВАЗу помогло государство и акционеры; кажется, наконец, начали оправдываться миллиардные инвестиции Renault, контролирующей больше половины акций концерна.
Операционную прибыль – первую с 2012 года – АвтоВАЗ показал еще в 2017-м: за первые девять месяцев года компания получила 1,9 млрд рублей. Однако по итогам прошлого года концерн все равно оказался убыточным: чистый убыток составил 9,7 млрд рублей, хотя и сократился по сравнению с предыдущим годом в 4,6 раза (в 2016 году АвтоВАЗ потерял 44,8 млрд рублей).
Тем не менее, выручка АвтоВАЗа в 2017-м увеличилась на 22% до 225,6 млрд рублей, а компания отметила позитивные тенденции на рынке и благоприятную динамику валютных курсов. Тогдашний президент АвтоВАЗа Николя Мор объявил, что перед компанией стоит цель выйти на безубыточность к 2020 году.
В текущем году положение автопроизводителя продолжило укрепляться, и компания оправдала прогноз генерального директора Renault и Nissan Карлоса Гона, заявившего, что АвтоВАЗ станет прибыльным в 2018-м. Сначала российский производитель отчитался о чистой прибыли за первый квартал (609 млн рублей), а затем – по итогам первого полугодия (3,1 млрд рублей). Выручка за первый квартал выросла на 40,8% до 64,8 млрд рублей, а за шесть месяцев – на 31,5% до 134,7 млрд рублей.
В АвтоВАЗе указали, что улучшение финансовых показателей произошло в том числе благодаря повышению продаж Lada как на внутреннем, так и на внешнем рынках. За полгода концерн реализовал в России на 21,1% больше «Лад», чем в первой половине 2017 года – 169,9 тысячи, а экспорт марки увеличился на 6% до 19,7 тысячи машин.
При этом в АвтоВАЗе подчеркнули, что рыночная доля Lada по итогам января-июня 2018-го стала максимальной за последние семь лет – 20%. В десятке самых продаваемых на российском рынке автомобилей оказались три модели LADA – Vesta, Granta и Largus. Новый президент АвтоВАЗа Ив Каракатзанис заявил о «верном направлении стратегии развития компании и бренда Lada».
Среди причин, которые помогли АвтоВАЗу преодолеть убыточность, в самом концерне называют также государственные программы, призванные стимулировать спрос на машины (например, «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль») и программу финансового оздоровления более чем на 107 млрд рублей, которую реализуют основные акционеры Renault и госкорпорация «Ростех» – они контролируют акции АвтоВАЗа через совместное предприятие Alliance Rostec Auto B.V..