Если в минувшие новогодние праздники вы гуляли по центру Москвы или Санкт-Петербурга, то вам не нужно рассказывать, кто делает погоду в российском въездном туризме. Китайцы теперь повсюду. Уральские и сибирские города, малоизвестные на мировом рынке путешествий, и те отмечают небывалый наплыв туристов из КНР. На китайском языке издан гид по достопримечательностям Челябинска. Новосибирская область рапортует, что приняла за прошлый год в шесть раз больше китайских туристов, чем отправила местных – в Китай. А в Тюменской области, по подсчетам чиновников, ежегодное число гостей из этой страны уже почти сравнялось с городским населением региона.
Ажиотаж охватывает все больше территорий. Губернатор Калининградской области Антон Алиханов обещал «подготовить необходимую инфраструктуру – меню в ресторанах на китайском, достаточное количество переводчиков». «Мы очень хотим, чтобы китайский турист поехал к нам», – заявил на неделе губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров.
В прошлом году Россия экспортировала услуги по статье «поездки» на менее чем $9 млрд. С таким результатом (около 0,7% общемирового итога) страна сильно отстает от лидеров международного туризма. Выезжают из РФ существенно больше, чем въезжают. Как отмечается в докладе Центра стратегических разработок, отрицательное сальдо по данной статье превышает $22 млрд.
Решение? Для власти оно очевидно: теснее работать с китайцами, что «может существенно улучшить состояние внешних расчетов РФ».
О туризме как мощном экономическом мультипликаторе в России говорится по меньшей мере последние 10 лет. И 400-миллионный (если верить Госкомитету КНР по делам реформ и развития) китайский средний класс, казалось бы, обещает вдохнуть жизнь в туристический рынок, экспорт услуг которого в правительстве в ближайшие пять лет надеются довести до более чем $15 млрд.
Вероятно, чиновники будут разочарованы, но российско-китайский туризм – не то, чем кажется.