Ракетный комплекс "Искандер-М". Фото: Михаил Терещенко / ТАСС

Ракетный комплекс "Искандер-М". Фото: Михаил Терещенко / ТАСС

В середине января Россия и США предприняли, возможно, последнюю попытку спасти Договор по ракетам средней и меньшей дальности (ДРСМД). Ничего не вышло. 2 февраля США официально приостановили свое участие в договоре, Россия ответила тем же. Повторяем экспертный текст Владимира Фролова о проблеме договора.

Предыстория

В октябре 2018 года США заявили о намерении выйти из договора, сославшись на развертывание Россией крылатой ракеты наземного базирования 9М729 с запрещенной дальностью свыше 500 км. Москва утверждает, что эта ракета не испытывалась на дальность более 480 км ни с мобильной, ни со стационарной пусковой установки (ПУ), США же настаивают, что их разведка зафиксировала такой пуск (со стационарной ПУ).

США намеревались запустить формальную процедуру выхода из ДРСМД уже 2 декабря, но после встречи на саммите G20 с канцлером Германии Ангелой Меркель Дональд Трамп согласился отсрочить этот шаг на два месяца, выдвинув России ультиматум: если Москва за эти два месяца не согласится устранить нарушение договора, США запустят процедуру выхода. Союзники США по НАТО поддержали этот подход, возложив на Россию ответственность за судьбу ДРСМД. Замгоссекретаря Андреа Томпсон и посол США в Москве Джон Хантсман заявили на брифинге, что для сохранения договора Россия должна либо уничтожить, либо проверяемо модифицировать ракету-нарушитель 9М729.

Москва на ультиматум отвечать не стала, заметив, что в таком тоне с Россией разговаривать непозволительно и бесперспективно. Но одновременно предприняла попытку вступить с американцами в предметный диалог по ДРСМД для обсуждения «взаимных озабоченностей». Инициативу у МИДа пыталось перехватить Минобороны. Сергей Шойгу направил главе Пентагона Джеймсу Мэттису личное послание с предложением провести профессиональные переговоры военных специалистов (Мэттис не ответил). Только после того как 14 декабря глава разоруженческого департамента МИДа Владимир Ермаков впервые допустил возможность демонстрации американцам ракеты 9М729, Госдепартамент согласился провести консультации в Женеве.