За 2016–2018 годы произошло массовое обновление губернаторского корпуса, изначально вызванное сугубо политтехнологическими причинами. Однако массовые замены губернаторов не только дают позитивный имиджевый эффект, временно снимая накопившиеся претензии к власти за счет ожиданий «может, при новом будет лучше». В первую очередь смена главы региона ведет к смене иных чиновников по принципу домино, что неизбежно дестабилизирует систему управления (как минимум, на ближайшую перспективу) и разрушает созданные предыдущей администрацией неформальные связи и систему взаимных обязательств – а они для устойчивости российской власти всегда имеют колоссальное значение. Кроме того, частые и неоправданные замены создают у граждан и элит ощущение того, что власть нервничает и суетится – это воспринимается как признак слабости и неуверенности в себе.
Перегруппировка элит
Смена губернатора в большинстве случаев ведет к цепной реакции замен – чиновников самой администрации, руководства регионального центра, часто руководства законодательного собрания. Губернаторы различаются только тем, что одни начинают менять всех быстро и сразу, а другие выжидают и берут паузу. Массовая замена губернаторов в 2017–2018 годах сопровождалась стремлением новых администраций обновить и состав депутатского корпуса на выборах представительных органов власти. В ходе этого процесса отодвигаются представители старых региональных элит и, по возможности, заменяются на менее известных и влиятельных в региональной номенклатуре управленцев, часто без значимого публичного статуса.
Это связано, во-первых, со стремлением новых губернаторов работать с более близкими к ним – в том числе по поколенческо-возрастным характеристикам – фигурами. Во-вторых, с психологической точки зрения, новым руководителям обычно комфортнее работать с теми, кого они сами наняли, кто именно им обязан своей карьерой, а не с наследием предыдущих руководителей. Подобная «антиэлитарная» политика (а иногда и публичные резкие заявления новых губернаторов в адрес команд предшественников) изначально поддерживается частью населения по чисто популистским причинам. Даже на праймериз «Единой России» весной 2018 года было большое количество примеров, когда молодые, никому не известные, но поддержанные администрациями кандидаты выбивали из списков «политических аксакалов», людей, которые избирались депутатами нескольких созывов. Однако вытеснение из органов власти представителей прежних региональных элит нередко ведет к постепенному накоплению недовольства и началу кристаллизации альтернативных центров влияния в региональной политике. По мере того как у избирателей будет иссякать эффект «позитивных ожиданий» от новых назначенцев, процесс кристаллизации новой региональной оппозиции может ускориться. Поведение вытесняемых элит можно в большинстве случаев разделить на этапы: первоначальный шок, переосмысление новой ситуации, перегруппировка и затем новые коалиции. Сроки процесса и длина фаз везде разные – в зависимости от личности, региона и времени назначения.