Сергей Шнуров в Государственной думе РФ. Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС

Сергей Шнуров в Государственной думе РФ. Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС

На прошлой неделе обсуждение закона о культуре перетекло из плоскости узкопрофессиональной в общественную: музыкант Сергей Шнуров во время выступления в Госдуме сравнил желание формализовать отношения между художником и государством с попытками «с помощью сети поймать океан» и предложил разогнать Министерство культуры. В заочную полемику со Шнуровым вступил министр культуры Владимир Мединский: «Он просто не понимает, что говорит вообще. Министерства культуры есть везде. Во всех странах».

Министр культуры мог бы проигнорировать заявление Шнурова, но все-таки счел нужным ввязаться в спор. Почему? Объяснение может показаться странным. Мединский, а также председатель комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольская (которая и пригласила на обсуждение в Госдуму 22 марта Андрея Макаревича и Сергея Шнурова) хотят, чтобы обсуждение закона привлекало как можно больше внимания. Ради эффекта «всенародного обсуждения» они готовы идти на репутационные риски.

Творец и закон

Закон о культуре обсуждается уже много лет, сроки его принятия переносились уже дважды. Зачем вообще нужен новый закон? Считается, что предыдущий, который был принят аж в 1992 году, «давно устарел». Формально – да, тогда и интернета не было, и много чего не было. Но если сравнить его хотя бы с Основами государственной культурной политики (2014), которые являются как бы прелюдией к новому закону, мы увидим принципиальную разницу. Закон 1992 года прежде всего гарантирует права и свободы художника. Главное определение там, пожалуй: «Каждый человек имеет право на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту государством своей культурной самобытности». Новая концепция рассматривает культуру (и ее деятеля) исключительно как инструмент на службе у государства; как стратегический ресурс. Культура должна, согласно концепции, укреплять (гражданскую идентичность), создавать (условия для воспитания граждан), сохранять (историческое и культурное наследие и его использование для воспитания и образования); передавать (от поколения к поколению традиционные для российской цивилизации ценности, традиции, обычаи и образцы поведения) и так далее.