Наличие нескольких этносов на территории одного государства традиционно воспринимается как проблема. Неизбежные следствия – национальные распри, дискриминация меньшинств, сепаратные настроения. Но всегда ли многоэтничность означает конфликт? Способен ли федерализм разрешить его? Об этом – в конспекте дискуссии, организованной в рамках школы GAIDPARK-ЗИМА 2019 Фондом Егора Гайдара.
Этничность как конструкт
Несмотря на распространенное мнение, многоэтничность не означает по умолчанию конфликт, считает Андрей Щербак, старший научный сотрудник Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) НИУ ВШЭ. Если провести аналогию с дорожным движением, то наличие нескольких машин на одной улице вовсе не подразумевает, что сразу же произойдет авария. На этнический фактор принято смотреть как на проблему, но само по себе понятие этничности – продукт социального конструирования. В частности, в той же Российской империи очень долго население не было принято описывать в терминах этничности. На волне стандартизации и рационализации эпохи модерна перед государствами была поставлена задача – понять, кто и в каком количестве живет на их территориях. В этот момент ход пошли разные способы описания – в категориях вероисповедания, языка, сословий, этничности. Но сами по себе эти понятия не предполагали, что это является потенциальным источником конфликтов.
Противоречивую картину в отношении этничности показало и недавнее исследование дискриминации на российском рынке труда. Для изучения были выбраны Москва и Санкт-Петербург, с одной стороны, и Уфа и Казань – с другой. Работодателям были разосланы тысячи идентичных резюме от фиктивных кандидатов по таким профессиям, как повар, продавец, менеджер по продажам и IT-специалист, точнее – программист 1С. Различались резюме только именем и фамилией, которые отражали этническую принадлежность кандидата. В ходе эксперимента выяснилось, что в Москве и Санкт-Петербурге этническая дискриминация имела место, и кандидаты условно европейского происхождения получали больше откликов и приглашений на интервью, а кандидаты из Средней Азии и с Кавказа – статистически значимо меньше. В Уфе и Казани, напротив, дискриминации не наблюдалось, и все кандидаты получали приглашения в равной степени. И этот эксперимент, по мнению Андрея Щербака, вносит новое измерение в актуальный сегодня разговор об этническом факторе и федерализме как оптимальном решении в многоэтничном государстве.
Федерализм – решение проблемы?
Кажется, что если на территории одного государства компактно проживают несколько этносов, то федерация может стать оптимальным форматом, в котором учтены интересы каждого. Однако, сходясь на уровне теории в мнении, что федерализм – это хорошо, как только дело касается этнического федерализма, политологи видят в нем много опасностей. В частности, есть опасность наделить проживающие на территории одного государства этносы слишком большой степенью автономии и получить в результате сепаратистские настроения.