Пока в западных странах националистические движения и ультраправые партии ставят рекорды на парламентских выборах, национализм в России как будто находится в упадке. Согласно опросам Левада-центра, в 2017 году уровень ксенофобии среди россиян достиг минимума – только 54% населения хотели ограничить проживание других национальностей в России и только 10% поддерживали идею «Россия для русских». Хотя российские националисты не участвуют в парламентских выборах, редко выступают на ТВ, они продолжают продвигать свои идеи в доступных формах – организуют и ходят на марши и акции, используют социальные сети, создают сообщества, а иногда и сотрудничают с Кремлем, но их стараются держать на расстоянии и под постоянным контролем.
У одного из ведущих исследователей российского национализма, политолога из Университета Джорджа Вашингтона Марлен Ларюэль только что вышла новая книга «Russian Nationalism, Imaginaries, Doctrines and Political Battlefields». Работа посвящена динамике российского национализма за последние 10 лет: восхождение и упадок скинхедов, появление национал-демократов, укрепление связи с ультраправыми в Европе и последствия событий в Крыму и на Донбассе. Мы поговорили об этих и других вопросах с Марлен Ларюэль в интервью для «Черного ящика».
– Вы много лет исследуете российский национализм, опубликовали о нем несколько книг, часто бываете с полевыми исследованиями в самой России. В чем вы видите особенности российского национализма?
– Во-первых, российские националисты крайне разнообразны: это и уличные группы экстремистов, и интеллектуалы – от самых маргинальных до вполне себе мейнстримных -, и крупные чиновники, и культурные и религиозные деятели. В России нет единого источника национализма – он многоголосый. Отчасти такое разнообразие – естественное свойство самого национализма, но в российских условиях разрозненность и противоречивость и часто даже конфликтность националистических групп между собой является его отличительной чертой.
Во-вторых, мы привыкли смотреть на «русский национализм» через политику и идеологию, забывая, что национализм и его символы выражают – иногда даже более успешно – наука, культура и коммуникации. Кино с Никитой Михалковым, националистическая рок-музыка и спорт – это яркие примеры, но ведь есть еще городские проекты, выставки, уличное искусство и представления, картины и скульптуры, фотографии, высокая и уличная мода, мультфильмы, музыкальные клипы, реклама и маркетинг.
Наконец, русский национализм часто понимают как что-то радикальное, приравнивают националистов к ультраправым, забывая о бытовом национализме. Об изучении народной культуры, повседневных привычек и действий, которые заложены на уровне здравого смысла: территориальной политики и политики тела, социальных норм – вежливости, гостеприимства, этикета, – культуры потребления, кулинарных привычек и досуга. Бытовой русский национализм и его связь с национализмом идеологическим все еще ждут, когда политологи обратят на них внимание.
Как и любое социальное явление национализм имеет историю. Большевики, придя к власти заявили о пролетарском интернационализме. И гимном был "Инетрнационал". С 1906 года партийным вплоть до конца КПСС, а с 1918 по 1944 гг. РСФСР, а потом и СССР. Отказ от него как государственного гимна совпал по времени с массовыми репрессиями по национальному признаку, которые начались чуть раньше. В довоенный период выселяли финнов (1935 г.), курдов, корейцев и китайцев (1937), иранцев (1938) и поляков (1939). Эти выселения касались только приграничный районов и проводились относительно гуманно: давалось 10 дней на сборы и желающие могли выехать самостоятельно.
Во время войны пострадали немцы Поволжья (1941), высылке подлежали вообще все у кого в паспорте стояла национальность "немец или немка", даже с фронта отправляли в лагеря. У родителей на Северном Урале был товарищ, который служил в полковой разведке, зная немецкий, ходил за "языками", командование на требование откомандировать немцев не реагировало. Но в одном из рейдов он был тяжело ранен, попал в госпиталь, а после излечения оказался в лагере. Позже после войны из лагеря выпустили, но уезжать не разрешали, работал инженером на заводе. Потом в 1943 выслали калмыков и карачаевцев, в 1944 - чеченцев и ингушей, турок. курдов и хемшили (субэтнос армян), западных украинцев, литовцев, латышей и эстонцев. Эти выселения были жестокими, внезапными и молниеносными, 30-40% переселенцев погибло в дороге и 10-20% не пережили первую зиму на новом месте (в основном это были маленькие дети и старики).
Стоит напомнить и о «государственном антисемитизме» с убийством народного артиста СССР Михоэлса органами КГБ, а потом расстрелом еврейской интеллигенции по «делу АЕК» (антифашистского еврейского комитета). Но официально гонения распространялись не на евреев, а на «безродных космополитов», хотя космополит – это сторонник идеи мирового гражданства, тот, кто считает весь мир своим отечеством, ставит общечеловеческие интересы и ценности выше интересов отдельной нации или отдельного государства, то есть интернационалист.
В детстве не знал национальностей своих друзей, а они были русскими, украинцами, немцами и татарами. Вообще русский народ изначально интернационален и толерантен к другим народам, а национализм либо реакция этноса на притеснения со стороны властей, либо, наоборот, инструмент властей для решения своих политических целей (немецкий национал-социализм).
Добить, чтоб и не вставал уже никогда.
... Оно, в общем-то, и понятно. Неолиберализм естественным образом приводит к распаду прежних национальных идентичностей и суверенитетов, девальвирует их. Вряд ли какой-нибудь из заявляющих себя националистом в РФ сможет внятно объяснить что его объединяет с той группой, к которой он себя пытается относить, и что вообще формирует идентичность этой группы. Национализм, как и большинство прочих актуальных -измов, стал не более, чем одной из урбанистических субкультур, со всеми её консьюмер-атрибутами (стереотипы внешности, самопрезентации через характерное потребление).
По буквально нескольким первым абзацам напрашивается простой вывод -- в РФ национализма, как сколь-либо политического явления, нет вообще.