Пока в западных странах националистические движения и ультраправые партии ставят рекорды на парламентских выборах, национализм в России как будто находится в упадке. Согласно опросам Левада-центра, в 2017 году уровень ксенофобии среди россиян достиг минимума – только 54% населения хотели ограничить проживание других национальностей в России и только 10% поддерживали идею «Россия для русских». Хотя российские националисты не участвуют в парламентских выборах, редко выступают на ТВ, они продолжают продвигать свои идеи в доступных формах – организуют и ходят на марши и акции, используют социальные сети, создают сообщества, а иногда и сотрудничают с Кремлем, но их стараются держать на расстоянии и под постоянным контролем.
У одного из ведущих исследователей российского национализма, политолога из Университета Джорджа Вашингтона Марлен Ларюэль только что вышла новая книга «Russian Nationalism, Imaginaries, Doctrines and Political Battlefields». Работа посвящена динамике российского национализма за последние 10 лет: восхождение и упадок скинхедов, появление национал-демократов, укрепление связи с ультраправыми в Европе и последствия событий в Крыму и на Донбассе. Мы поговорили об этих и других вопросах с Марлен Ларюэль в интервью для «Черного ящика».
– Вы много лет исследуете российский национализм, опубликовали о нем несколько книг, часто бываете с полевыми исследованиями в самой России. В чем вы видите особенности российского национализма?
– Во-первых, российские националисты крайне разнообразны: это и уличные группы экстремистов, и интеллектуалы – от самых маргинальных до вполне себе мейнстримных -, и крупные чиновники, и культурные и религиозные деятели. В России нет единого источника национализма – он многоголосый. Отчасти такое разнообразие – естественное свойство самого национализма, но в российских условиях разрозненность и противоречивость и часто даже конфликтность националистических групп между собой является его отличительной чертой.
Во-вторых, мы привыкли смотреть на «русский национализм» через политику и идеологию, забывая, что национализм и его символы выражают – иногда даже более успешно – наука, культура и коммуникации. Кино с Никитой Михалковым, националистическая рок-музыка и спорт – это яркие примеры, но ведь есть еще городские проекты, выставки, уличное искусство и представления, картины и скульптуры, фотографии, высокая и уличная мода, мультфильмы, музыкальные клипы, реклама и маркетинг.
Наконец, русский национализм часто понимают как что-то радикальное, приравнивают националистов к ультраправым, забывая о бытовом национализме. Об изучении народной культуры, повседневных привычек и действий, которые заложены на уровне здравого смысла: территориальной политики и политики тела, социальных норм – вежливости, гостеприимства, этикета, – культуры потребления, кулинарных привычек и досуга. Бытовой русский национализм и его связь с национализмом идеологическим все еще ждут, когда политологи обратят на них внимание.