Владимир Путин и Сергей Шойгу. Фото: kremlin.ru

Владимир Путин и Сергей Шойгу. Фото: kremlin.ru

Авария на секретном подводном аппарате в Баренцевом море унесла жизни 14 моряков. И это плохой символ для всего президентства Владимира Путина.

Что случилось

Авария произошла 1 июля в Баренцевом море, на следующий день о ней сообщило Минобороны и новостные агентства. За несколько часов до них об аварии написал блог SeverLife, но позже заметка была удалена. «Фонтанка» сообщала вечером 2 июля, что на сайте Минобороны зачищена вся страница Северного флота. 3 июля днем страница была, но сообщений об аварии на ней не было. Как и на всем сайте.

Информагентства приводили такое заявление Минобороны: «1 июля в российских территориальных водах на научно-исследовательском глубоководном аппарате, предназначенном для изучения придонного пространства и дна Мирового океана в интересах Военно-Морского Флота России, в ходе проведения батиметрических измерений (оценка глубин водных объектов с помощью специального оборудования. – Интерфакс) возник пожар. 14 моряков-подводников погибли в результате отравления продуктами горения». По данным военного ведомства, глубоководный аппарат находится на военно-морской базе Североморск, очаг возгорания ликвидирован, причины произошедшего устанавливаются, расследование проводит главнокомандующий Военно-морским флотом.

Вечером 2 июля президент Путин провел специальную встречу с министром обороны Шойгу, где было сказано, что из 14 погибших семь – капитаны первого ранга, двое – Герои России. Путин отправил Шойгу в Североморск для разбирательств.

Имена погибших не назывались, как и название аппарата. СМИ после разговоров с источниками стали писать, что речь идет об автономной глубоководной станции (АГС) Главного управления глубоководных исследований (ГУГИ) Минобороны. АГС последнего проекта носит неофициальное название «Лошарик» из-за корпуса, представляющего собой несколько соединенных сфер.

АГС – это малые атомные подводные лодки с офицерским экипажем (12–25 человек), предназначенные для исследований морского дна, подбора утонувших предметов, а также операций с подводными кабелями. Эксперты Пентагона считают их диверсионными аппаратами для разрушения различной подводной инфраструктуры.