Видимо, самые интересные выборы в очередной единый день голосования прошли в Санкт-Петербурге и Москве. Столица определялась с городскими депутатами, Петербург – с губернатором, а заодно муниципальной властью. И там, и там оппозиция имела надежды. В Москве они оправдались – из 45 мандатов лишь 25 достались кандидатам от власти, шедших на этот раз самовыдвиженцами, остальные получают коммунисты (13 мест), «яблочники» (4 места) и «справороссы» (3 места).
Результат необычный – всего только год назад в Москве состоялись выборы мэра, на которых кандидат-коммунист набрал лишь 11%, справоросс – и вовсе 7%. Баллотировавшийся от КПРФ Вадим Кумин, кстати, на этот раз тоже участвовал, но проиграл поддержанной «Яблоком» Дарье Бесединой, что переводит кампанию в разряд каких-то совершенно фантастических по российским меркам: за первое место боролись коммунист и «яблочница», а не кто-то из них – с единороссом. Еще одна ошеломительная деталь – поражение секретаря московского отделения «Единой России» Андрея Метельского; мы привыкли, что так в России просто не бывает.
В Петербурге все получилось грубо и просто. После того, как с выборов в последний момент (уже были напечатаны бюллетени) снялся шедший от КПРФ Владимир Бортко, конкурентов у и.о. губернатора Александра Беглова осталось двое, депутат-демократ Михаил Амосов и Надежда Тихонова от «Справедливой России». Оба собрали примерно по 16% голосов, 65% отошли Беглову, вот и все. Спорить, кому чьи голоса отошли, и отправился ли на участки электорат Бортко, можно, но в целом бессмысленно – стратегия «голосуй за любого, кроме Беглова» из-за внешних причин скукожилась до выбора всего из двух человек.
Успех парламентской оппозиции в Москве связывают с инициативой Алексея Навального «Умное голосование», мудрость которой заключалась в том, чтобы не голосовать за поддержанных мэрией и единороссами провластных кандидатов. Насколько эта идея действительно сыграла главную роль, сказать сложно – во-первых, она рассчитана на людей, уже настроенных оппозиционно и не собирающихся голосовать за власть, да и появилась буквально за месяц до выборов, только после того, как стало окончательно понятно, что кандидатов Навального зарегистрировать не удастся никак.