«Можно ли говорить о правовом характере государства в условиях явной войны публичной власти против нарождающегося в стране гражданского общества?» – такой риторический вопрос был задан более шести лет назад в открытом письме представителями российского юридического сообщества. «Право в его истинном понимании исчезает на глазах, как шагреневая кожа… Одновременно разлагаются и сами институты, призванные охранять и защищать право», – писали мы под впечатлением от «болотного дела» и довольно скромного по нынешним временам «закручивания гаек».
События последних недель и месяцев уже не оставляют сомнений: российская правовая система полностью мобилизована властью для войны с гражданским обществом, более того, именно эта война и есть сегодня главное ее предназначение.
Война ведется всеми «правовыми» средствами: помимо давно опробованного арсенала уголовного и административного права (разница невелика), добавились средства гражданского (многомиллионные иски от государственных предприятий или тесно связанных с государством юридических лиц) и семейного (иски о лишении родительских прав).